1221-й. Откуда есть пошла Земля Нижегородская
4 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
1221-й
Нижний Новгород – один из немногих древних городов России, об основании которого сохранились летописные свидетельства.

Их более чем достаточно. И они не противоречивы.

Известие о закладке города содержится в древнейшей из сохранившихся летописей Северо-Восточной Руси – Лаврентьевской, написанной в XIV веке в самом Нижнем Новгороде. Лаврентьевская летопись с 1792 года хранилась в собрании рукописей и древних раритетов А.И. Мусина-Пушкина. Она стала общедоступной с 1809 года, когда Мусин-Пушкин подарил ее императору Александру I, а тот - передал на хранение в Публичную библиотеку. После это и вся Лаврентьевская летопись, и ее сообщение об основании Нижнего Новгорода быстро стали достоянием историков.

Ненадолго изменив взятому стилю изложения – переводить летописи на современный язык, – приведу свидетельства об основании Нижнего Новгорода в оригинале, чтобы была видна вся их прелесть, чувствовался дух эпохи. И нюансировка.

В Лаврентьевской летописи под 6729 годом сообщается, что «того же лета великыи князь Гюрги сынъ Всеволожь заложи град на оусть Окы и нарече имя ему Новъград». Пудалов утверждает: «Статья 6729 года в Лаврентьевской летописи - мартовская. Следовательно, Нижний Новгород был заложен между 1 марта 1221 г. и 28 февраля 1222 г. Поскольку строительные работы в средневековой Руси, как правило, шли весной - ранней осенью, основание города надо относить к 1221 г.» .

Чуть менее древний Рогожский летописец первой половины XV века подтверждал: «В лето 6729 князь Юрьи Всеволдовичь заложи на yсть Окы Новъгородъ».

Более поздние летописи добавляют к названию города еще и «Нижний». В Летописном своде 1497 года («Летописец от 72-х язык») читаем: «В лето 729. Того же лета князь великии Юрии заложи Новъгород Нижнеи на оусть Оки». А в Тверской летописи XVI века: «6729. Того же лета князь великий Юрий Всеволодовичь заложи Новгордъ Нижний на реце Оке». Никоновская летопись и Лицевой летописный свод XVI века подтверждают: «6729. Того же лета князь велики Юрьи Всеволодичь заложи града на усть Оки реки, и нарек имя ему Новградъ Нижней».

Владимирский летописец XVI века давал иную хронологию основания Нижнего Новгорода. «В лето 6730 (1222 г.) Того же лета князь великии Юрьи Всеволодичь заложи град на усть Оки и нарече его Новгород Нижнеи».

А «Нижегородский летописец» XVII века был более многословен: «Великий князь Юрии Всеволодович заложил град на устье Оки реки, и нарече имя ему Новгород Нижний, и церковь поставил в нем соборную Архистратига Михаила деревянную, а владели тою землею погании мордва».

Именно «Нижегородский летописец», известный по многим спискам XVII-XVIII веков, был главным источником информации о прошлом Нижнего Новгорода до появления исторической науки. Местной исторической школы, как и традиции изучения прошлого родного края, в Нижнем Новгороде и в Нижегородской губернии не существовало до 1840-х годов.

И дискуссии по поводу основания города, и многочисленные версии, которые обсуждаются до настоящего времени, берут начало в трудах первых нижегородских историков и краеведов. Во многом дискуссии и порождены этими трудами первопроходцев, которые вовлекли в историческую канву веер легенд и народных сказаний, добавили основанию Нижнего Новгорода романтический флер.

Первым научный подход к изучению нижегородской истории попытался приложить известный писатель, публицист, этнограф-беллетрист, действительный статский советник Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский). Человек, безусловно, талантливый, он немало сделал, чтобы представить нижегородское прошлое интересным и ярким. С научностью было сложнее.

Павел Иванович Мельников-Печерский.
Гравюра на дереве по рисунку П. Бореля,
1883 г.
Результаты исследований Мельникова-Печерского во многом легли в основу трудов Николая Ивановича Храмцовского и председателя Нижегородской губернской ученой архивной комиссии Александра Серафимовича Гациского, которые выстроили первые обобщающие исследования нижегородского прошлого. Им тоже не откажешь в таланте, но они также не были профессиональными историками. «Эти писатели не только доверяли всему, что написал П.И. Мельников, но в чём-то сами продолжили "наращивание" нижегородской истории, - замечал Кузнецов. - Любительский опыт постижения нижегородского прошлого такими беллетристами, естественно, не даёт оснований вводить их тексты в корпус академических (научных) произведений».

Историки, краеведы вот уже не первое столетие спорят буквально обо всем, что касается основания города.

Начнем с выбора места для основания Нижнего Новгорода, который был далеко не случаен.

Внимание великого князя обращено на восток. Надо закрепиться в Поволжье, укрепить новые рубежи. Георгий Всеволодович приступил к осуществлению своего замысла, который мог зародиться и во время ссылки в Городце, и во время стояния в том же Городце зимой 1220-1221 годов. Кто знает…

Храмцовский добавлял истории романтизма: «Вскоре после того Юрий вздумал осмотреть новые свои владения. Дятловы горы, возвышавшиеся при впадении Оки в Волгу, до такой степени поразили его сходством своим с высотами киевскими, колыбелью христианства Руси, что он ручеек, вытекавший из ущелья их, назвал речкой Почайной и решился основать тут город, а близ него, по примеру киевского, монастырь Печерский.

Конечно, не одно сходство Дятловых гор с высотами киевскими было причиной того, что Юрий вздумал построить здесь город. По всему Низовью не было места удобнее Дятловых гор для построения твердыни, которая сторожила бы соседа-врага и пресекала, или, по крайней мере, задерживала бы его при вторжении во внутренность владений суздальских.

Эти горы, омываемые двумя величайшими реками севера, господствуя над обширными низменностями, раскинутыми по Заволжью и Заочью, представляли все выгоды для построения твердыни, необходимой в стране, отовсюду окруженной враждебными племенами».

Но был ли Георгий Всеволодович в Киеве, чтобы сравнивать место основания Нижнего Новгорода с высотами киевскими? У меня такой информации нет. Епископ Симон, естественно, бывал. Но Георгий…

Город на холме в устье Оки встал на самой границе русских земель. «Выгодное военно-стратегическое положение города очевидно: ведь именно здесь, в устье Оки, соединялись полки владимиро-суздальские с муромо-рязанскими перед поволжскими походами; Ока и ее притоки открывали удобный путь вглубь Рязанской земли и Черниговского княжества, - замечает Пудалов. - Крепость в устье Оки давала возможность контролировать движение не только дружин, но и товаров в ходе поволжской торговли, сулившей большие прибыли».

Замысел состоял в том, чтобы создать выдвинутый на восток город-крепость и получить защищенный выход на Волгу. Обладание устьем Оки, где уже традиционно собирались суздальские и муромские войска для походов на булгар, ставило под контроль не только торговый путь на Верхнюю и Нижнюю Волгу, но и восточные связи Рязани и Мурома. Кроме того, устье Оки было важной военно-стратегической позицией, прикрывавшей центральные русские земли от удара с востока. «Замысел геостратегического форпоста, каким стал Нижний Новгород, вёл к тому, чтобы установить крепость так, чтобы максимально обозревать и Волгу до впадения в неё Оки, и Оку от её устья», - замечает Кузнецов.

По тогдашним обычаям основать город - значило обнести его рвом, валами и деревянно-земляной крепостью. Сама природа облегчала решение этой задачи. Филатов указывал на то, что крепость заняла «чрезвычайно выгодное в военно-стратегическом отношении место — господствующую над слиянием Оки с Волгой гору, прекрасно защищенную с одной стороны глубоким оврагом, с другой – со стороны Волги — крутыми обрывами-осыпями берега. Лишь с наполья требовалось очертить ее крепостным рвом и насыпными валами с рублеными стенами».

Название Дятловых гор, на которых стоит Нижний, объясняют по-разному. Храмцовский передавал различные предания: «Одно, и едва ли не самое справедливое, объясняет, что название это получили горы, оттого что в древности они были покрыты густым лесом, остатки которого и теперь еще видны около Благовещенского монастыря, и что в этом лесу водилось множество птичек — дятлов.

Второе предание много поэтичнее — полная легенда, какими так богата старина германская и скандинавская. Вот эта легенда: "Во времена стародавние, на том месте, где стоит теперь Нижний Новгород, жил мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, связанного Ильей Муромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, которые родили ему семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горе и по вечерам гоняли их на водопой на реку Оку. Здесь, в ущелье, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем. Его спрашивал Скворец о будущей судьбе своих детей. Дятел отвечал: если дети твои будут жить мирно друг с другом, долго будут владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые поставят на устье Оки "град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеския". В заключение Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на месте нынешнего Благовещенского монастыря, и прозвалось то место Дятловы горы. Умер и Скворец; умирая, заповедал он детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их размножились, стали враждовать между собою, и тогда св. Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его св. Юрий, построив Нижний Новгород, исполнил предсказание Дятла"».

Легенда о Дятле и Скворце была известна и Сергею Михайловичу Соловьеву, который писал: «Вообще, несмотря на всю медленность, недружность наступательного движения Руси на финские племена, последним не было возможности с успехом противиться ей, потому что Русь мимо всех препятствий к государственному развитию все шла вперед по пути этого развития, тогда как финские племена оставались и теперь на той же ступени, на какой славянские племена дреговичи, северяне, вятичи находились в половине IX века, жили особными и потому бессильными племенами, которые, раздробляясь, враждовали друг с другом. Местное предание очень верно указывает на причину подчинения финских племен Руси: на месте Нижнего Новгорода, говорит оно, жил некогда Мордвин Скворец, друг Соловья Разбойника, у него было 18 жен и 70 сыновей. Чародей Дятел предсказал ему, что если дети его будут жить мирно, то останутся владетелями отцовского наследия, а если поссорятся, то будут покорены русскими; потомки Скворца начали враждовать между собою, и Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки».

Источник предания о Скворце и Дятле – Мельников-Печерский, который привел его в 1845 году в газетной статье, а затем включил в свои «Очерки мордвы», напечатанные в 1867 году. Там Мельников указывал, что это предание «живёт доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад в одном рукописном сборнике XVII столетия». Ни сборника, ни других свидетельств происхождения этого текста в последующем обнаружить не удалось. Не исключено, что легенда - это литературное произведение, и, возможно, его автором был сам Мельников-Печерский. Во всяком случае, в этом почти уверен Кузнецов.

Селезнев полагает, что название гор связано не с древней легендой, а с тем, что «вероятно, в покрывавших их густых лесах водилось много красавцев-дятлов. Дятловых гор семь: Егорьевская (там, где Верхне-Волжская набережная), Кремлевская (здесь сейчас здание Городской думы Нижнего Новгорода), Часовая (названа по Часовой башне кремля), Успенская (слева от Зеленского съезда), Ильинская (где улица Ильинская), Гремячая (справа от Похвалинского съезда), Ярилина гора или Гребешок (выше Благовещенского монастыря). Дятловы горы отделены друг от друга глубокими оврагами. По оврагу между Часовой и Успенской горами текла речка Почайна. По легенде такое название реке дал сам Юрий Всеволодович в честь Киева, где в широкий Днепр также впадала маленькая Почайна».

О том, когда появилось название Дятловы горы, историки тоже спорят. Кузнецов обращает внимание на тот факт, что никаких упоминаний Дятловых гор ни в одном письменном источнике до середины XVI века нет. Название впервые появляется в составленной тогда «Книге Большому чертежу». «Отсутствие Дятловых гор в источниках XIII – первой половины XVI века заставляет усомниться в их достоверности и существовании до и вне "Книги Большому чертежу", а затем литературного пространства нижегородского краеведения XIX века. В "Книге Большому чертежу" так упомянуты Дятловы горы: "А ниже Балахны 20 верст, под Нижним Новым городом пала в Волгу река Ока у Дятловых гор"».

Конечно, отсутствие чего-то в летописях еще не означает отсутствие этого в реальной жизни – летописи и близко не напоминают Википедию (где, кстати, тоже далеко не все есть). Но отнесем время происхождения названия Дятловых гор к предмету споров историков нынешних и предмету анализа историков будущих.
Made on
Tilda