После устроенной ими мясорубки, «князья же из Ростиславова племени, милостивые и добрые к христианам, весь день оставались на месте боя. Если бы погнались за ними, то Юрию и Ярославу не уйти бы было и город Владимир бы захватили». Как нетрудно догадаться, это из новгородской «Повести». Князь же Константин, расчистивший себе таким образом дорогу к владимирскому престолу, целый день стоял у поля боя и «плакал сильно о погибели христиан».
Проигравшие же бежали с поля боя по своим столицам: Георгий – во Владимир, а Ярослав – в Переяславль-Залесский.
Бегство их описано как отчаянное и позорное. Георгий Всеволодович «прискакал во Владимир к полудню на четвертом коне, загнав трех коней, в одной сорочке, даже подседельник потерял... Во Владимире же остался небоеспособный народ: попы, чернецы, женщины, дети, и, увидев всадника, обрадовались, думали, что это послы от князя, а им ведь говорили: "Наши одолеют". И вот Юрий прискакал один и стал ездить вокруг города, говоря:
- Укрепляйте город.
Они же, услышав, пришли в смятение, и был вместо веселия плач. К вечеру же прибежали сюда люди: кто ранен, кто раздет, то же продолжалось и ночью. А утром, созвав людей, Юрий сказал:
- Братья владимирцы, затворимся в городе, авось отобьемся от них.
А люди говорят:
- Князь Юрий, с кем затворимся? Братия наша избита, иные взяты в плен, а остальные прибежали без оружия. С чем станем обороняться?
Юрий же сказал:
- Все знаю, но не выдавайте меня ни брату Константину, ни Владимиру, ни Мстиславу, чтобы я сам мог выйти из города по своей воле.
Они ему это обещали».
Лимонов видел в этом эпизоде один из ярких примеров наличия во Владимире могучего веча, которое решает вопросы поддержки, изгнания и призвания князей. «В критический момент князь во всем зависел от решений городского веча. После неудачной Липицкой битвы в 1216 г. великий князь Юрий Всеволодович прибежал во Владимир, потеряв все свои полки. Прежде всего он собрал вече и стал у него просить помощи… Летописец превосходно рисует картину полнейшей зависимости князя от "братьев горожан", от веча, воля которого – закон не только для жителей, но и для правителя. Лучшую иллюстрацию зависимости князя от коммунального строя города трудно представить». Трактовка события весьма сомнительная.
Ярослав Всеволодович также вернулся в свой Переяславль-Залесский впопыхах, в предсказуемо скверном настроении и с жаждой хоть какого-нибудь реванша. В «Повести» читаем: «Ярослав тоже прискакал один в Переяславль на пятом коне, четырех загнав, и затворился в городе. И не довольно было ему прежнего злодейства, не насытился крови человеческой, избив множество людей в Новгороде, в Торжке и на Волоке, но и теперь, уже бежав, он велел захватить новгородцев и смольнян, которые пришли по торговым делам в его землю, и всех новгородцев заточить в погреба, а других в гридницу, где они задохлись от скопления множества людей, а иных велел загнать в тесную избу и удушил их там — сто пятьдесят человек, а отдельно заточили пятнадцать человек смольнян — эти остались в живых».
Алексей Карпов в этой связи справедливо замечал: «Вообще, в описании этой войны третий сын Всеволода Большое Гнездо изображён отъявленным негодяем, клятвопреступником и трусом. Что же касается точки зрения самого Ярослава Всеволодовича на происходившие события, то о ней нам ничего неизвестно, ибо Летописец Переяславля Суздальского обрывается на событиях 1214 года».
В новгородской «Повести» судьбы великого княжения во Владимиро-Суздальской Руси вершат исключительно смоленские князья, по-прежнему преисполненные самых благих чувств и намерений.
Мстислав Удатный с братом 24 апреля подошел к стенам Владимира. Карамзин, чьи симпатии тоже целиком на стороне этого князя, писал: «Великодушный Мстислав не велел гнаться за Георгием и Ярославом, долго стоял на месте битвы и шел медленно ко Владимиру. Чрез два дня окружив город, сей Князь в первую ночь увидел там сильный пожар: воины хотели идти на приступ, чтобы воспользоваться сим случаем; но человеколюбивый Мстислав удержал их».
Автор «Повести» уверяет, что ростовские князья - без Константина Всеволодовича (интересно, где он был в это время?) - «осторожно подошли к Владимиру и, объехав его, остановились в воскресение до обеда, и решали, откуда взять город. И в ту же ночь загорелся в городе княжий двор, и новгородцы хотели вторгнуться в город, но Мстислав не позволил им этого, а во вторник в два часа ночи загорелся весь город и горел до рассвета. Смольняне же просили:
- Вот, кстати, нам сейчас взять город.
Но Владимир не пустил их. И обратился Юрий с поклоном к князьям:
- Не трогайте меня сегодня, а завтра я выеду из города.
Утром же рано выехал Юрий с двумя братьями, и поклонился князьям, и сказал Мстиславу и Владимиру:
- Братия, кланяюсь вам и бью челом: дайте мне жить и накормите хлебом. А Константин, мой брат, в вашей воле.
И дал им многие дары, они же даровали ему мир. Мстислав же и Владимир рассудили их: Константину дали Владимир, а Юрию — Городец Радилов».
В летописях также можно найти информацию о двух пожарах во Владимире в эти дни. Филатов на этом основании даже делал такой умозрительный вывод: «После поражения Юрий Всеволодович не нашел поддержки в своем стольном Владимире, где горожане не только не защитили князя, но и дважды поджигали его дворец».
В летописях есть и немного другая версия развязки. «Князь же Юрий выслал из города к князьям с челобитьем:
- Потерпите меня сегодня, а завтра уйду из города, только не выдайте меня брату моему Константину.
Утром же рано вышел из города князь Юрий с двумя сынами своими и поклонился князьям Мстиславу и Владимиру:
- Вам, братья кланяюсь, а Константин, брат мой, в вашей воле.
Они же дали ему мирно уйти». То есть, по этой версии, Георгий Всеволодович просил только не отдавать его в руки Константина, в Городец его никто не отправлял, а вопрос о том, как и зачем он туда попал, оставлялся открытым.
Вот так решилась судьба владимиро-суздальского великого княжения. В тот же день Георгия Всеволодовича и весь его двор сплавили по полноводной Клязьме в выделенный ему в удел Городец, что было больше похоже на не очень почетную ссылку. Причем вместе с ним в эту ссылку отправился и архипастырь – епископ Владимирский Симон. Карамзин замечал: «В числе немногих друзей отправился с ним Епископ Симон, знаменитый не только описанием жизни святых Иноков Киевских, но и собственными добродетелями; обязанный Георгию саном Святителя, он не изменил благотворителю своему в злополучии. Сей Князь в 1215 году учредил особенную Епархию для Владимирской и Суздальской области, не хотев, чтобы они зависели от Ростова».
Понятно, что у Константина уже был свой кандидат на Владимирскую епархию. Но все-таки следует подчеркнуть, что Симон сам сделал свой добровольный выбор, последовав за Георгием Всеволодовичем в Городец. Тем самым епископ недвусмысленно дал понять, что считает законным обладателем владимирского престола именно Георгия, а вовсе не Константина. Это было неприятной новостью для старшего брата и заметно укрепляло – на будущее – позиции брата меньшего.
«И так, поспешно забравшись в ладьи, владыка, княгини и все люди отправились вниз по реке. Сам же Юрий вошел в церковь Святой Богородицы, поклонился гробу своего отца и, плача, сказал:
- Суди Бог брата моего Ярослава — он довел меня до этого».
И уже только после этого во Владимире появился Константин Всеволодович.
«Проводивши Юрия, владимирцы – духовенство и народ – пошли встречать нового князя, Константина, который богато одарил в тот день князей и бояр, а народ привел к присяге себе».
Но был ли действительно Константин всего лишь безучастным и безгласным свидетелем того, как смоленские князья решали судьбу его, княжества и Георгия Всеволодовича? Карамзин так не считал, он уверял, что Мстислав Удатный и Владимир Псковский, взяв дары от Георгия, «были посредниками между им и Константином».
Также куда более активную роль Константину отводит протоиерей Соколов. Вообще, со всей этой историей, с конфликтом Георгия и Константина Всеволодовичей, церковь и ее историки оказались в непростом положении. Оба брата высоко почитаются церковью: Георгий - как святой, а Константин – как благочестивый князь, устроитель церквей и монастырей. Поэтому в церковной интерпретации на первый план выходят примирительные сюжеты, роль Константина и последовательность событий совсем другие. «Утром Георгий с братьями Святославом и Иоанном вышли с подарками из крепостных ворот и склонили свои головы перед Мстиславом и его братом Владимиром. На другой день он выехал из Владимира в Ростовский стан, смоленские князья приняли дары и помирились с Георгием Всеволодовичем. Здесь состоялось примирение Георгия с братом Константином. Добросердечный Константин раскаялся в своей вражде против брата. Он позвал его во Владимир для примирения, и Георгий поспешил туда, забыв обиду… Константин Всеволодович был торжественно, с церковными пениями, встречен у Владимира священным чином и всеми людьми, и провозгласил себя великим князем Северо-Восточной Руси. Он щедро одарил бояр, князей. Жители Владимира целовали крест на верность ему». И уже после этого «Георгий со слезами прощался со стольным градом Владимиром и гробницами предков».
Посадив на великокняжеский стол Константина и отправив нашего героя Георгия в Городец, полки победителей, включая и Константина, двинулись к Переяславлю. 28 апреля 1216 года Переяславль был окружен. Ярослав, желая спасти город, запросил мира и умолял Константина не выдавать его на расправу тестю. Старший брат согласился, но вызвал Ярослава на тяжелый разговор.
«А Ярослав, все еще пребывая в злобе, и дыша гневом, и не покоряясь, затворился в Переяславле и надеялся там остаться. Князья же, посоветовавшись с новгородцами, подошли к Переяславлю в пятницу третьей недели по Пасхе. Услышав это, Ярослав пришел в смятение, стал посылать людей, умоляя о мире. И во вторник четвертой недели выехал сам Ярослав из города, ударил челом брату Константину и сказал:
- Господин, я в твоей воле, не выдавай меня ни тестю моему Мстиславу, ни Владимиру, а сам, брат, накорми меня хлебом.
Константин же рассудил Мстислава с Ярославом, зятем его, и, не доходя до Переяславля, они заключили мир. А в среду, в Преполовение, вошли в Переяславль, и тут Ярослав одарил князей и новгородцев великими дарами. А Мстислав, не входя в город, принял дары, послал в город и забрал свою дочь, жену Ярослава, и всех новгородцев, оставшихся в живых, и тех, кто был в войске Ярослава, и расположил свой стан за городом. Ярослав же много раз обращался с мольбой к Мстиславу, прося вернуть ему его княгиню, говоря:
- Чего не бывает между князьями? А меня по справедливости крест наказал.
Но Мстислав не пустил к нему своей дочери. И, простояв всю ночь, князья разошлись в разные стороны: Константин ко Владимиру, а Мстислав к Новгороду, Владимир к Смоленску, а другой Владимир к Пскову, победив сильные полки и добыв себе честь и славу».
Конечно, отзыв супруги был большой потерей. Хотя, похоже, как вы читали выше, позднее Мстислав Удатный все же отпустит жену к мужу. И, пожалуй, эта потеря была единственной. Ярославу был оставлен Переяславль, очевидно, на этот город никто из участников коалиции не претендовал.
Главный виновник войны отделался легче, чем Георгий Всеволодович.
Итак, какова была логика войны, завершившейся Липецкой битвой, обретением Константином единоличной власти во Владимиро-Суздальской земле и изгнанием Георгия Всеволодовича в Городец.
Бесспорно, что сам Георгий не был ни ее инициатором, ни виновником. Бикфордовым шнуром оказался конфликт в Новгороде, затеянный Ярославом Всеволодовичем, нарушившим все правила княжеского поведения. Мстислав Удатный, глава смоленских Ростиславичей, самой могущественной силы на Руси после смерти Всеволода Большое Гнездо, воспользовался конфликтом, чтобы сначала вновь заявить свои права на Новгород, а затем и замахнуться на доселе немыслимое – контроль над Владимиро-Суздальским княжеством, а значит, и Русью в целом.
«Этот поход на север мог быть попыткой Ростиславичей установить господство над Русью, - замечал Кузнецов. - Поэтому битва на Липице стала не только разрешением династического кризиса во Владимирском княжестве, но и этапом борьбы смоленских и владимирских князей за Новгород и следствием всех общерусских политических процессов, в которых, начиная с 1208 г., лидировали Ростиславичи».
Владимиро-Суздальская Русь была ослаблена и разрывалась на части двоевластием двух братьев Всеволодовичей. Смоленские князья сделали ставку на Константина, который тем более состоял с ними – по жене – в родственных связях. А он не возражал против использования внешней помощи для утверждения своего единовластия.
Георгий Всеволодович, не без оснований считавший себя легитимным правителем, действовал так, как великий князь Владимирский в принципе и должен был поступать при внешней агрессии: заступился за младшего брата, чьи владения на Владимиро-Суздальской земле разорялись чужеземцами, и отстаивал свои великокняжеские прерогативы. При этом он не рассчитал силы и не проявил полководческих талантов. Мстислав Удатный был не только старше, он оказался и опытнее, и сильнее Георгия как военачальник и политик. И за ним стояла преобладающая и опытная военная сила сразу нескольких княжеств, которой оказалось достаточно, чтобы утвердить единоличную власть Константина в Северо-Восточной Руси. Ненадолго.