1221-й. Откуда есть пошла Земля Нижегородская
4 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Битва на Липице
«О, страшное чудо и дивное, братия! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов».

В этом пассаже новгородского книжника не вполне понятно, кого считали «отцами», а кого «детьми». Из контекста можно понять, что мудрыми отцами были Мстислав Удатный и Константин Всеволодович, а неразумными детьми – великий князь Владимирский Георгий Всеволодович и его младшие братья. И дальше, согласно новгородской «Повести», воевавшие на чужой земле смоленские князья и примкнувший в ним Константин продолжали проявлять чудеса благородства, чего нельзя было сказать о защищавших свои владения Георгии и Ярославе Всеволодовичах.

«И стали Ярослав и Юрий с братией на реке Кзе. А Мстислав и Владимир с новгородцами поставили свои полки близ Юрьева и там стояли. А Константин со своими полками стоял далее, на реке Липице».

Летописный свод добавляет, что с Константином «были два доблестных воина: Добрыня Златой пояс, да Александр Попович со своим слугой Торопом, славные богатыри». Вот вами и Добрыня Никитич с Алешей Поповичем.

«И увидели стоящие полки Ярослава и Юрия, и послали сотского Лариона к Юрию:

- Кланяемся тебе, от тебя нам нет обиды; обида нам от Ярослава!

Юрий ответил:

- Мы заодно с братом Ярославом.

И послали к Ярославу, говоря:

- Отпусти мужей новгородских и новоторжских, верни захваченные волости новгородские, Волок верни. А с нами возьми мир, целуй нам крест, а крови не проливай.

Ярослав ответил:

- Мира не хочу, мужи ваши у меня; издалека вы пришли, а вышли как рыба на сушу.

И передал Ларион эту речь князьям и новгородцам».

Летописный свод приводит еще более резкий ответ Ярослава:

Князь же Ярослав послал к ним, говоря:

- Мира не хочу, и купцов не отдам, а что взял – то у меня, и еще хочу взять, а новгородцев всех казнить. И то не ведаете от великой вашей глупости, что зашли, словно овцы ко львам, телята к медведям, как свинья на поле, как рыбы на сухое место.

И здесь у атакующей стороны появились новый мотив и новое требование. Если до этого она вроде как занималась исключительно тем, что наказывала провинившегося Ярослава, то теперь прозвучал ультиматум о передачи всей верховной власти во Владимиро-Суздальском княжестве Константину. Скрывать карты уже не имело смысла.

Вновь открываем «Повесть»: «И снова послали к обоим князьям с последней речью:

- Братья, Юрий и Ярослав, мы пришли не кровь проливать — не дай Бог сотворить такое! Договоримся, ведь мы же родичи; дадим старейшинство Константину — посадите его во Владимире, а вам вся Суздальская земля.

Юрий же сказал:

- Скажи брату Мстиславу и Владимиру: пришли уже, так куда вам уходить? А брату Константину говорим так: пересиль нас, тогда вся земля твоя будет».

Вновь Летописный свод дает более эмоциональный обмен посланиями. «И еще с последней речью послали к великому князю Юрию Всеволодовичу, так говоря:

- Братья Юрий и Ярослав! Знаете ли, что мы – один род и одно племя, и пришли не на брань, но на мир; и не на кровопролитие, а для того, чтобы остановить кровопролитие беспрестанное. Возлюбите правду и Бога, и брата своего: ибо любящий Бога, но брата своего ненавидящий, по апостольскому слову – лжив. И ты, князь Юрий Всеволодович, отдай старшее княжение, стол великого княжества старшему своему брату Константину Всеволодовичу, и вам будет Суздальская земля, потому что вы младшие братья, а меня, князя Мстислава Мстиславича, не отстраняйте, я в обиде не хочу быть, но печалюсь о том, как бы кровь христианская не пролилась.

Князь великий же Юрий Всеволодович с братьями, прочитав послание, оскорбился и в ярость пришел. И великий князь Юрий Всеволодович посылает к ним послание, в котором говорится:

- И того не знаете, что как придете, так же быстро и отойдете, а Константину, брату моему, так скажите: если хочет бороться с нами, то когда победит, тогда вся земля будет его.

И князь Юрий Всеволодович с братом своим Ярославом Всеволодовичем и с прочим братьями своими рассвирепел и пришел в ярость великую. Он надеялся на силу воинства своего, потому что много воинства собралось, и, разъярясь, начали пировать в шатрах своих с боярами своими».

Карамзин называл такую позицию Георгия «безрассудную надменностью». Но скорее соглашусь здесь с Макарихиным, который справедливо замечал: «Требуя старейшинство для Константина согласно древним правилам, посол высказывал посягательство на права и честь Юрия Всеволодовича, ибо право на великое княжение ему передал отец и боярский совет. Кроме того, сыновья Всеволода Большое Гнездо с детства впитали его гордые слова: "меч ношу не туне", то есть князь меч носит не зря. Юрий Всеволодович обвинил Константина в преступлении воли отца».

Ну а дальше летописец, без сомнения ростовский, рассказал о прозвучавшем в этот момент «голосе разума»: «И начал спрашивать по одному каждого из бояр свои – как на бой с ними сходиться? Каждый из них высказал свое мнение. Один из них, старый боярин Андрей Станиславович, ничего не сказал, и все подумали, что он от старости мало смыслит, и не усердно вопрошал его.

Когда же просто так спросили его прилежно:

- Князья Юрий и Ярослав! Я стар и мало уже смыслю, но по моей старости лучше мир взять и отдать старейшинство старшему твоему брату Константину Всеволодовичу, а новгородские волости и людей отпустить, чужого не похищать, и в чужие пределы не вступать, но знать свое и беречь, и в этом стоять твердо. И не смотрите, что мало воинство их, а вашего воинства много, но все-таки не забывайте, что князья из рода Ростиславичей – мудры и храбры, а новгородцы, псковичи и смоляне усердны в бою. А про самого князя Мстислава Мстиславича и сам знаете, каков он есть, и что от Бога дана ему храбрость более всех, и есть у него мужи весьма храбрые и великие богатыри, как львы и медведи, ибо не чувствуют на себе ран. О старшем же брате вашем, Константине, сами знаете, что правда на его стороне, и ему подобает быть старшим. А еще разве не знаете его богатырей Александра Поповича и слугу его Торопа, Добрыню Рязанича Златого пояса, и Нефедью Дикуна? И если я безумен и говорю, как лишившийся ума от старости, вы же, как угодно Богу и вам, так и творите.

Князь великий же Юрий с братьями своими на эти слова разъярился и рассвирепел, и начал метаться туда и сюда, не люба была ему речь сия. Бояре же его начали ему говорить:

- Что князь, о чем огорчаешься; не знаешь ли, что без ума он от старости и неизвестно что говорит».

После этого автор «Повести» переносит нас в шатер Георгия и Ярослава Всеволодовичей, где они со своими воеводами предавались пьянству накануне решающей битвы. Не думаю, что новгородский автор мог быть живым свидетелем описываемой им картины.

«И так Юрий с Ярославом вознеслись славой, видя у себя силу великую, не приняли мира и начали пировать в шатре со своими боярами. И сказал Творимир-боярин:

- Князья Юрий и Ярослав и вся меньшая братия, которая в вашей воле! Если бы по моей мысли, лучше бы вам взять мир и дать старейшинство Константину. Хоть и видим, что рядом с нашими полками их мало, Ростиславова племени, да князья их мудры, достойны и храбры, а мужи их, новгородцы и смольняне, дерзки в бою. А Мстислава Мстиславича из этого рода вы сами знаете — дана ему от Бога храбрость больше всех. Подумайте, господа.

Не люба была эта речь Юрию и Ярославу. И кто-то из бояр Юрьевых сказал:

- Князья Юрий и Ярослав, не было того ни при прадедах, ни при дедах, ни при отце вашем, чтобы кто-нибудь пришел с войной в сильную Суздальскую землю и вышел цел. Хоть бы и вся Русская земля пошла на нас — и Галичская, и Киевская, и Смоленская, и Черниговская, и Новгородская, и Рязанская,— но никто против нашей силы не устоит. А эти полки — право, седлами их закидаем.

И люба была эта речь Юрию и Ярославу, и созвали бояр и главных своих людей, и начали говорить:

- Вот добро само пошло нам в руки: вам будут кони, оружие, платье, а человека кто возьмет живого, тот сам будет убит; даже если в золотом будет оплечье — убей его, а мы вдвое наградим. Да не оставим ни одного в живых. Если кто и убежит из боя не убитый, а мы его захватим, прикажем одних повесить, а других распять. А о князьях, когда будут в наших руках, потом решим.

И, отпустив людей, пошли в шатер с братьею и стали делить города, и сказал Юрий:

- Мне, брат Ярослав, Владимирская земля и Ростовская, а тебе Новгород; а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дадим черниговским князьям, а Галич — нам же.

И целовали крест между собой, и написали грамоты, чтоб от этого не отступаться. Эти грамоты взяли смольняне в стане Ярослава после победы и отдали своим князьям. Юрий же и Ярослав, разделив города всей Русской земли в надежде на свою большую силу, стали звать на бой к Липицам».

Для Соловьева самым любопытным в этом виртуальном разделе Руси между Георгием и Ярославом (если он реально имел место) было «презрение северных князей к Киеву, с которым для их предков и для всех южных князей соединялась постоянно мысль о старшинстве, о высшей чести, но богатый Галич Всеволодовичи берут себе». Заметим, что в Лицевом своде раздел шкуры неубитого медведя выглядел чуть иначе: «а с Киева возьмем дань и князя в нем посадим из рук своих, а с Галича также дань возьмем».

Интерпретация этих событий со стороны Георгия, Ярослава и их братьев до нас не дошла. Полагаю, она бы сильно отличалась от представленной. К вопросу о том, как важно оставлять собственную версию происходящего…

А так у нас только новгородская «Повесть», в которой Ростиславичи князья сосредоточенно готовятся к битве и продолжают проявлять чудеса благородства и милосердия, при этом, правда, не сильно доверяя Константину: «Мстислав же и Владимир позвали Константина и долго с ним советовались, взяли у него крестное целование, что не изменит, и выступили. И той же ночью объявили тревогу, всю ночь стояли со щитами и перекликались во всех полках. И когда вострубили в полках Константина, и Юрий и Ярослав услышали, хотели даже побежать, но потом успокоились.

Наутро же пришли князья к Липицам, куда их вызвали на бой, а суздальцы за эту ночь отбежали за лесистый овраг. Есть там гора, зовется Авдова, там Юрий и Ярослав поставили свои полки, а Мстислав, Владимир, Константин и Всеволод поставили свои полки на другой горе, которая зовется Юрьева гора, а между двумя горами ручей, имя ему Тунег. И послали Мстислав и Владимир трех мужей к Юрию, предлагая мир:

- Если же не дашь мира, то отступите далее на ровное место, а мы перейдем на ваш стан, или же мы отступим к Липицам, а вы займете наш стан.

Юрий же сказал:

- Ни мира не приму, ни отступлю. Пришли через всю землю — так разве этой заросли не перейдете?»

Или в другой летописной версии:

«- Мира не хотим, отсюда не уйдем; ежели вы так отважны и так много путешествуете, а сегодня даже через дебри не можете пройти к нам, то идите через болото и через дебри эти, ибо привычно свиньям по дебрям ходить, и карасям валяться в грязи».

Ожидая ударов с флангов, Георгий Всеволодович дополнительно повелел окружить лагерь плетнями и изгородями. В то же время велась перестрелка лучников через долину. Однако никто долго не решался на атаку. «Он надеялся на укрепление, ибо они оплели это место плетнем и наставили колья, и стояли там, говоря:

- Могут напасть на нас ночью.

Узнали об этом Мстислав и Владимир и послали биться молодых людей, и те бились весь день до вечера, но бились не усердно, ибо была буря в тот день и очень холодно».

Решающие события развернулись 21 апреля 1216 года на Липице, на «Юрьевском поле» — том самом, где когда-то молодой Всеволод Большое Гнездо наголову разбил врагов и утвердил свою власть над всей Суздальской землёй.

Стороны занимали боевые позиции. «Владимир же Смоленский поставил свой полк с края, далее стал Мстислав и Всеволод с новгородцами, и Владимир с псковичами, далее Константин с ростовцами. Ярослав же стал со своими полками, и с муромцами, и с городчанами, и с бродниками против Владимира и смольнян. А Юрий стал против Мстислава и новгородцев со всеми силами Суздальской земли, его меньшая братия — против Константина».

Летописный свод добавляет подробности, сообщающие всей истории былинный пафос: «И начали сходиться полки, и собралась сила великая, и был страх и ужас у всех, потому что один род и одно племя кровь проливает ни за что, и многие, имевшие страх Божий в себе, плакали. И был тот день сначала солнечным и знойным. И тут поднялся ветер, пришла туча, бил гром непрестанно и молнии сверкали страшно, и был страх на всех, и стояли многие, не наступая друг на друга и мира не желая, ибо рассвирепели, как звери».

Судя по всему, новгородцы и смоляне не очень были настроены на битву, смысл которой им был не вполне понятен, поэтому Мстиславу Удатному и Владимиру Псковскому пришлось прибегнуть к ораторскому искусству. «Начали Мстислав с Владимиром воодушевлять новгородцев и смольнян, говоря:

- Братья, мы вступили в эту сильную землю; станем же твердо, надеясь на Бога, не озираясь назад: побежав, не уйдешь. Забудем, братья, дома, жен и детей, а уж коли умирать — то, кто хочет, пеший, кто хочет — на конях.

Новгородцы же сказали:

- Не хотим погибать на конях, но, как отцы наши на Колокше, будем сражаться пешими.

Мстислав был этому рад. Новгородцы же, сойдя с коней и сбросив одежду и обувь, выскочили босыми. А молодые смольняне тоже спешились и пошли босыми, обвив себе ноги».

Почему вдруг босиком? Ну а как еще преодолеть эту «дебрь», эту болотистую равнину?

«А вслед за ними Владимир отрядил Ивора Михайловича с полком, а сами князья поехали за ними на конях. И когда полк Ивора был в зарослях, споткнулся под Ивором конь, а пешие воины, не ожидая Ивора, ударили на пеших воинов Ярослава, и, воскричав, они подняли кии, а те — топоры, они ринулись, а те побежали, и начали их бить, и подсекли стяг Ярослава. И приспел Ивор со смольнянами, и пробились к другому стягу, а князья еще не доехали. И, увидев это, Мстислав сказал:

- Не дай Бог, Владимир, выдать добрых людей».

То есть босоногая пехота устремилась вперед по болотистому лугу, не дожидаясь воеводы Ивора, который свалился с коня. В кровопролитной схватке воины из разных русских земель падали замертво под ударами секир и шестоперов. Мстислав Удатный не мог бросить свое пешее воинство на растерзание противникам и ввел в дело княжескую кавалерию.

«И ударили на них сквозь свои пешие полки, Мстислав своим полком, а Владимир — своим, а Всеволод Мстиславич с дружиной, а Владимир с псковичами, подошел и Константин с ростовцами. Мстислав же проехал трижды через полки Юрия и Ярослава, посекая людей — был у него топор, прикрепленный петлею к руке, им он и сек. Так сражался и Владимир. Шел великий бой, досеклись и до обоза. Юрий же и Ярослав, увидев, что их косят, как колосья на ниве, обратились в бегство с меньшею братьею и муромскими князьями. Мстислав же сказал:

- Братья новгородцы, не обращайтесь к добыче, продолжайте бой: если они вернутся, то сомнут нас».

И те, судя по всему, по призыву Мстислава Удатного просто устроили мясорубку убегающего противника. «И полилась кровь, как вода». «И была сеча злая, и брань великая, и всюду мертвые лежали». «Новгородцы же не ради добычи бились, а смольняне бросились на добычу и обдирали мертвых, а о бое не думали...» В страшной схватке князь Ярослав Всеволодович потерял свой шлем, который обнаружат на поле брани через много веков.

Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. Литография по рисункам Б.А. Чорикова
Потери были огромны со всех сторон. В остервенении, не давая никому пощады, воины Мстислава взяли в плен только 60 человек. «О, многих победили, братья, бесчисленное число, ибо убитых воинов Юрия и Ярослава не может вообразить человеческий ум, а пленников во всех новгородских и смоленских станах оказалось шестьдесят мужей. Если бы предвидели это Юрий и Ярослав, то пошли бы на мир: ибо слава и хвала их погибли и сильные полки стали ни во что. Было ведь у Юрия семнадцать стягов, а труб сорок, столько же и бубнов, а у Ярослава тринадцать стягов, а труб и бубнов шестьдесят. Говорили многие люди про Ярослава так:

- Из-за тебя сотворилось нам много зла. О твоем клятвопреступлении сказано было: "Придите, птицы небесные, напейтесь крови человеческой; звери, наешьтесь мяса человеческого".

Ибо не десять человек было убито, не сто, а тысячи и тысячи, а всех избитых девять тысяч двести тридцать три человека. Можно было слышать крики живых, раненных не до смерти, и вой проколотых в городе Юрьеве и около Юрьева. Погребать мертвых было некому, а многие, бежавшие к реке, утонули, а другие раненые умерли в пути, а оставшиеся в живых побежали кто к Владимиру, а иные к Переяславлю, а иные в Юрьев».

Цифра в 9233 погибших судальцев содержится в Новгородской Четвертой и Софийской Первой летописях. Как и то, что с другой стороны были убиты всего 5 новгородцев и 1 смолянин. «О, велик, братия, промысел Божий! На том побоище убили из новгородцев в схватке только Дмитра-псковитина, Антона-котельника, Ивана Прибышинича-ткача, а в отряде Иванка Поповича, терского данника, а в смоленском полку был убит один Григор Водмол, знатный муж. А все остальные были сохранены силою честного креста и правдой». Сообщение явно сомнительное. Согласно более поздней Никоновской летописи, у Георгия и Ярослава Всеволодовичей было убито 17 200 человек, «кроме пешцев», а у Мстислава Удатного и Константина с союзниками – 550, «кроме пешцев». Цифры, которые приводил Татищев, - 17 250 и 2 550.

Это были русские люди, убившие друг друга в гражданской войне.
Made on
Tilda