В 1204 году весь православный мир испытал сильнейший шок. Крестоносцы захватили ведущий центр европейской и мировой цивилизации того времени – Константинополь, столицу Византийской империи.
Как подчеркивает ведущий специалист по истории Средневековья академик РАН Сергей Павлович Карпов, «Византия, несомненно, в культурном, экономическом и политическом отношениях превосходила любую страну тогдашней Западной Европы. Константинополь был признанной "мастерской мира", самым населенным, богатым и привлекательным городом Европы, литургия, совершаемая в храме св. Софии, захватывала воображение, восхищала всех, явившихся в храм, своей гармоничной красотой и сиянием всех искусств в благолепии иеротопии. Императорская власть, власть над всей ойкуменой, не знала соперников до Карла Великого, но и после него власть императора Запада оставалась в глазах византийцев и окружавших их народов властью пусть могущественного государя, но лишь "василевса франков", в отличие от правившего в Константинополе "василевса ромеев", т.е. всей ойкумены». Византия была привлекательна как носительница традиций и Римской империи, и истиной соборной апостольской церкви.
Главным фактором византийского влияния на Русь стало христианство. Характерна официальная история принятия христианства Русью, инициатором которого выступил князь Владимир (официальная дата крещения Руси – 988 год). Оно было выбрано после знакомства с другими религиями соседних народов – иудаизмом и исламом - не в последнюю очередь в силу такого убедительного аргумента, как могущество Византийской империи. Русь получила от Византии основы вероучения, Священное Писание и Предание, литургическую практику, а затем хронографию, богословские и философские трактаты. Из Византии на Русь пришли градостроительная техника, архитектура, мозаика, фреска, икона, декоративно-прикладное искусство. В результате литургической и литературной деятельности греков Кирилла и Мефодия и их болгарских последователей в Киевской Руси в Х - начале XI века славянский язык стал - наряду с латинским и греческим - одним из трех письменных и богослужебных языков средневекового христианства. Церковнославянский язык, при всех его изменениях, оставался основным литературным языком России до конца XVII века.
После принятия христианства Киевская Русь становится частью своего рода «Византийского содружества наций». Она была одним из последних государств, принявших византийское христианство, но при этом самым крупным. Ни традиции, ни возможности политического контроля над Русью у Константинополя не было, и политически Киев ему не подчинялся. Вместе с тем Русь выступала как источник военных ресурсов и оказывала материальную помощь Византии в случае нашествий и стихийных бедствий.
Русь заимствовала в византийской традиции – в противоречие с западноевропейской - верховенство царской власти над церковной. Русская церковь изначально была метрополией константинопольского патриаршества, но на практике управлялась собором епископов и подчинялась непосредственно киевскому князю.
Русь – в отличие от множества других народов – имела возможность воспринять христианство на родном языке. Подлинный переворот в деле христианского просвещения и образования произошел при Ярославе Мудром, первая библиотека на Руси возникла его усилиями и размещалась она при Софийском соборе в Киеве. До нас дошло от нескольких долей процента до одного процента всех рукописей, существовавших в Киевской Руси: климат губителен для пергаментов, свою роль сыграли пожары, междоусобицы, войны, стихийные бедствия.
Одна из книг этой библиотеки сохранилась во французском Реймсе. Это то самое Евангелие на глаголице, которое привезла с собой дочь Ярослава Анна и на котором клялись поколения королей Франции. Стоит ли говорить, что Анна была куда более образованна, чем ее супруг король Генрих I, умела, в отличие от него и его свиты, не только читать, но и писать, в том числе и на латыни. Людьми высокой книжной культуры были сыновья Ярослава Мудрого. Князь Всеволод Ярославович, отец Владимира Мономаха, знал пять языков.
В городах Киевской Руси распространялась грамотность. Об этом говорят берестяные грамоты, надписи на новгородских цилиндрах-бирках, надписи-граффити на стенах древних соборов. Огромную роль в духовной жизни играли монастыри, ставшие главными центрами книгописания, переводов, распространения грамотности.
Уникальным явлением не только русской, но и мировой культуры стали летописи, которые из года в год велись в монастырях при епископских кафедрах, в княжеских канцеляриях различных земель Руси с X или XI века до XVII века включительно. Каждый следующий летописец опирался на труды своих предшественников. Джеймс Биллингтон, который много лет возглавлял Библиотеку конгресса США, восхищался: «Летописи на церковнославянском языке были написаны в Киевской Руси задолго до хроник, созданных на итальянском или французском, и с не меньшей художественностью, чем сочинения на латыни или немецком… Русские летописи – гораздо более ценный источник для изучения как светской, так и церковной истории, чем большинство монастырских хроник средневекового Запада».
Русь имела отличное от Западной Европы культурно-цивилизационное наследие. Она не вошла в ареал франкских завоеваний и католической церкви, которые уже к XI веку прочертили восточные границы Запада.
Эти завоевания, осуществлявшиеся с благословения Рима и во многом с целью насаждения христианства, изменили характер деятельности церкви. К силе проповеди для обращения в христианство добавлялась сила меча, посланцы Ватикана должны были обучать и исправлять население, блюсти его неукоснительную верность учению.
Подъем Западной Европы и папства не мог не вызвать конфликта с Константинополем, который не без оснований считал себя столицей христианского мира, тем более что Византия по всем параметрам находилась на гораздо более высокой ступени развития, чем франкские королевства. Сначала конфликт носил характер противоречий между Западной и Восточной церквями по догматическим, обрядовым и каноническим вопросам. Папы, получив поддержку королей, начинали свысока смотреть на восточных христиан и претендовать на верховенство над всем христианским миром, на роль руководителей и судей всей Вселенской церкви.
В середине XI столетия конфликт достиг такой остроты, что в 1054 году Константинопольский патриарх провел собор, на котором папские легаты были преданы проклятию, а во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении. Окончательное разделение церквей состоялось. Это событие, закрепившее разделение Европы на православие и католицизм, на Восток и Запад, сыграло исключительно большую роль в судьбах Старого света и нашей страны.
Началось острое соперничество двух церквей за души европейцев. В XI-XIII веках были обращены в западное христианство Венгрия, Польша, Скандинавия и Балтийское побережье, а восточная граница западной цивилизации стабилизировалась там, где ей суждено было остаться без значительных изменений надолго. Этот мир, в сущности, стал творением католической церкви. Церковная юрисдикция римского папы постепенно распространилась на всю Европу: от Испании и Великобритании до Скандинавии и Польши. В XI веке «папский диктат» Григория VII провозглашал главенство церкви как в религиозных, так и в светских вопросах.
Крестовые походы в Святую землю для спасения ее от неверных начались в 1095 году и продолжались почти два столетия. Хотя главной целью объявлялось избавление Гроба Господня в Иерусалиме из исламского плена, удар часто приходился именно по Византии. Франко-норманнские рыцари изгнали византийцев из их последних западноевропейских оплотов в южной Италии.
Обострение отношений достигло пика в 1204 году, когда крестоносцы вмешались во внутридинастический конфликт в Византии и захватили Константинополь. Устроив там разбой и резню, рыцари посадили на трон графа Бодуэна Фландрского. «Колоссальная прочность Восточной Римской империи была, наконец, подорвана не степными кочевниками из Центральной Азии, не пылкими мусульманами, ведущими джихад, но своими же собратьями по вере, христианами, соперничавшими с ними в правах на одну и ту же римскую традицию, - подчеркивает известный американский историк и политолог Эдвард Люттвак. - …Прежде империя была на волосок от уничтожения, но всякий раз восстанавливалась; однако за падением в 1204 г. восстановления не последовало. Раскол между двумя церквями закрепился окончательно».
На Руси в случившемся винили враждовавших византийских правителей, князя немецкого, папу римского. И росло ощущение, что у Руси появлялись все новые и крайне опасные враги на Западе. К традиционным прежним неприятелям – венграм и полякам – добавились литовцы, немцы и шведы, с которыми начались столкновения в Прибалтике.
Соловьев отмечал, что «древние русские владения в прибалтийских областях делились на две части: северную, зависевшую более или менее от Новгорода, и южную, зависевшую от Полоцка». Полоцк – древний русский город, основанный еще в 862 году на Западной Двине (ныне в Витебской области Белоруссии), тогда был центром влиятельного Полоцкого княжества. «К берегам этой-то южной части русских владений, к устью Двины, в 1158 году прибит был бурею корабль бременских купцов… Выпросили они себе у туземцев позволения основать здесь постоянную контору: место было выбрано подле Двины на горе, где построили большой дом и острожек, который получил название Укскуль… Известие о поселениях, заведенных немцами при устье Двины среди языческого народонаселения, обратило на себя внимание бременского архиепископа, который не мог пропустить благоприятного случая для распространения пределов церкви. Он объявил об этом папе Александру III, и тот велел ему отправить в Ливонию искусного миссионера; архиепископ отправил туда Мейнгарда – монаха Августинского ордена», - писал Соловьев.
Немцы, объявившиеся в устье Западной Двины в середине XII века, первоначально были торговцами и миссионерами. Поскольку обращение в католицизм исконного населения - ливов и латышей – продвигалось плохо, на помощь миссионерам отправили солдат.
Историк дипломатии Киевской Руси, членкор АН СССР Владимир Терентьевич Пашуто подчеркивал: «Действия крестоносцев… направляла папская курия… Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику, сумели обеспечить себе достаточно широкий приток людских подкреплений и средств из других стран в немалой степени потому, что этот крестовый поход был сразу же официально приравнен курией к походу на арабов.
Германская империя хотя и враждовала с курией, но в прибалтийском вопросе их интересы совпадали. Политические цели и германских императоров, и папской курии требовали создания здесь постоянных феодальных колоний для контроля над балтийской торговлей и политического давления на Швецию, Норвегию, Данию и Польшу, а главное – для наступления на Русь, чтобы обеспечить алчное немецкое дворянство новыми землями, а католическую церковь – источниками богатых доходов.
Момент для вторжения был выбран подходящий, ибо земли Верхней Руси не имели единой политики в балтийском вопросе. Эстония и Латвия находились в даннической зависимости от Новгорода, Пскова и Полоцка, борьба за влияние на эти сильные боярские центры шла между владимиро-суздальскими и смоленскими князьями».
Папа Целестин III (1191-1198) провозгласил крестовый поход, дав отпущение грехов «всем тем, кто, приняв крест, пойдет для восстановления первой церкви в Ливонии».