Михаил Федорович торжественно венчался на царство 11 июля 1613 года в Успенском соборе московского Кремля.
Иерархия московского общества устанавливалась четко определенным положением отдельных лиц во время публичных ритуалов, особенно когда речь шла о коронации.
Пожарский и Минин не были забыты. Забелин, большой знаток царских ритуалов, утверждал, что «смысл подвига Пожарского во время коронации избранного царя выдавался очень наглядно. Во время церемонии Пожарский предварительно был послан за царским саном на Казенный Двор, откуда торжественно Благовещенский протопоп нес на блюде крест, диадему и Мономахову шапку; за ним Пожарский нес скипетр, а затем дьяк Траханиотов, будущий казначей, нес яблоко – державу. Впереди для чести сана шел боярин Василий Петрович Морозов, что было почетнее, чем несение скипетра, но знаменательный почет оставался на стороне Пожарского. Любопытно и то, что этот царский сан первыми выносили на торжество люди нижегородского ополчения. Когда регалии были тем же порядком отнесены в собор и поставлены посреди храма на аналое, тот же Пожарский оставался при них все время для почетного предстояния и оберегания. Таким образом, и на символическом "действе" коронования Пожарский, и он один, первый торжественно поднял давно оставленный скипетр Русского Царства, первый принес его к священному торжеству царского постановления, один оберегал царский сан до времени коронования».
Это было до церемонии коронации. На самой церемонии богослужение возглавлял митрополит Казанский Ефрем, служили также митрополит Ростовский и Ярославский Кирилл (Завидов) и митрополит Сарский Иона. Лидеры ополчения тоже не затерялись. «Новый летописец» зафиксировал, что «в чинах были бояре: с каруной и осыпал [деньгами] боярин князь Федор Иванович Мстиславский, с скипетром – боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, с шапкою – Иван Никитич Романов, с яблоком – Василий Петрович Морозов. За царским платьем ходил на Казенный двор боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский да казначей Никифор Васильевич Траханиотов. А как платье принесли в палату в золотую, и в соборную церковь платье послали с боярином Василием Петровичем Морозовым да с казначеем Никифором Траханиотовым, а с яблоком был боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В тот же день пожаловал государь многих в бояре и окольничьи, были столы у государя три дня».
То есть героем дня стал все же князь Мстиславский, который как самый знатный из бояр осыпал Михаила золотыми монетами. Трубецкой попытался местничать с Иваном Романовым, но молодой царь оказал честь дяде, велев ему держать шапку Мономаха. Трубецкой довольствовался менее престижным скипетром. А державу (яблоко) доверили Морозову и Пожарскому.
Михаил Романов понимал, что ему не досталась бы корона, если бы войско Пожарского не освободило Москву. И выборный земский воевода был популярен. Царь в день коронации объявил о пожаловании стольнику Пожарскому боярства. Хотя следует заметить, что это было второе кадровое назначение нового царя, первым стало присвоение того же чина двоюродному брат Михаила князю Ивану Борисовичу Черкасскому, который в марте 1611 года помогал интервентам подавлять московское восстание, а позже сражался с передовыми отрядами ополчения и был взят в плен.
Что это означало для Пожарского с карьерной точки зрения? Получив боярство, он перепрыгнул через многие иерархические ступени. До этого не входивший и в сотню первенствующий лиц в стране, Пожарский оказался в первой десятке. «Князь утратил значение правителя или, вернее, одного из двух правителей России в чрезвычайной ситуации междуцарствия, - пишет Володихин. - Зато приобрел статус крупного вельможи, одного из самых высокопоставленных лиц, при начале более стабильной эпохи. Худородство Пожарского хотя бы отчасти перечеркнуто его заслугами и благоволением молодого царя. Дмитрия Михайловича ценят. Его благодеяния Отечеству не забыты».
Минин тоже не был забыт. На следующий день после коронации, 12 июля, в день именин Михаила Федоровича третьим кадровым решением царя Кузьме Минину был пожалован чин думного дворянина. Это было невиданное повышение. Селезнев подчеркивает: «Обычно верхом карьеры купца было звание гостя. Царь же ввел простолюдина из Нижнего Новгорода на самый верх системы управления... Как и прочие знатные люди, он получил право писать отчество с "вичем"».
Думный дворянин - третий по рангу чин в государстве, и Минин вошел в состав Боярской думы. Жалуя Минина, царь «велел ему быти всегда в Москве при нем, государе, безотступно и заседать в палате, думати о всяких делах, о чем государь расскажет и что царству Московскому надлежать будет». Ему назначили жалованье в 200 рублей в год. Вскоре после этого пожалования Кузьма сделал вклад в Колязин монастырь – ризы и стихарь «на государево царево и великого князя Михаила Федоровича имя», что, очевидно, демонстрировало его благодарность царю. Но должность казначея Минину не досталась, Казенный приказ возглавил Траханиотов.
О пожалованиях Пожарскому и Минину Забелин замечал: «Это и было торжеством справедливости и великой почестью для пожалованных. Царю в тогдашней системе понятий и порядков ничего больше сделать было невозможно… За Пожарским через три недели была утверждена новой грамотой старая его вотчина, пожалованная ему Шуйским несправчиво, без отдачи в полное владение и в потомство, причем были сказаны вышепомянутые слова, вполне засвидетельствовавшие значения заслуг и подвигов Пожарского. Затем царской власти, тогда молодой и слабой, находившейся в руках бояр, соперников Пожарского, идти дальше не позволял устав царского быта. Наперекор желаниям даже самого государя, и Трубецкой, и очень многие другие бояре везде должны были первенствовать пред Пожарским… Ни для кого из современников это не было и удивительно. С избранием царя потянулся в царстве-государстве прежний царский порядок и жизни, и отношений, и службы… Царь мог жаловать в бояре, но в сыны честного великородного отца он не мог жаловать».
Царствование Романовых начиналось тяжело. Столица была сожжена и обезлюдела. Из приказных людей мало кто остался в живых, сгорели госархивы. Нечем было платить жалованье служилым людям, не говоря уже об остававшихся на службе казаках.
Сигизмунд III не отказался от планов завоевания России. Его войска снова и снова вторгались в русские земли. Поляки сожгли Козельск, Болхов, Перемышль, появились даже у стен Калуги. Михаил направил против интервентов земских воевод Дмитрия Черкасского и Михаила Бутурлина, которые отогнали неприятеля от Калуги, освободили Вязьму, Дорогобуж, Белую. После этого 12-тысячное русское войско (половину его составляли казаки, которых удалось наконец-то сплавить из Москвы) осадило Смоленск. В разгар этих боевых действий еще одно – пятитысячное – войско было отправлено против шведов под Новгород под командованием князя Дмитрия Трубецкого. То есть силы ополчения были разделены и воевали на разных направлениях, причем ни Пожарский, ни Минин в военных действиях не участвовали. Цели кампании не были достигнуты: ни в Смоленск, ни в Новгород пробиться не удалось.
Продолжали давать знать о себе и внутренние эксцессы Смуты. Романовы жестоко расправились с попавшими к ним в руки самозванцами. Бесследно исчез Лжедмитрий III, которого руководители ополчения посадили на цепь в клетку для всеобщего обозрения.
Казацкое войско атамана Заруцкого, в котором находились «царица» Марина Мнишек и ее сын, после избрания Михаила бежало на Дон. Но там казаки отказали в поддержке «царевичу». В июле 1613 года отряды князя Одоевского нанесли поражение мятежникам под Воронежем, после чего атаман ушел в Астрахань. Местный воевода князь Хворостинин, много лет поддерживавший Лжедмитрия II, теперь попытался избавиться от непрошеных гостей, но сам поплатился за это головой. Заруцкий казнил воеводу, а с ним и многих астраханцев.
Атаман вел переговоры с Персией, обещая шаху Аббасу I Астрахань в обмен на помощь против России, а ногайского князя Иштерека приглашал совершить набег на русские земли. Сам Заруцкий намеревался следующей весной двинуться на Самару и Казань. «Царское правительство не стало этого дожидаться и начало загодя готовиться к военным действиям, - писал Селезнев. - К ним предполагалось привлечь и нижегородцев. 28 февраля 1614 года по государеву указу нижегородской и арзамасской мордве и бортникам велено было "запас пасти" и кормить лошадей для участия в конном походе на Заруцкого. Общее руководство войсками, отправленными против этого казачьего атамана, осуществлял И. Н. Одоевский, прибывший в Казань. Самару оборонял Д. П. Лопата-Пожарский. Нижегородским воеводой в это время (с 1613 года) был князь В. И. Бахтеяров-Ростовский».
В начале 1614 года в Нижнем Новгороде, как установил Любомиров, стоял один «приказ» — 500 человек стрельцов, из которых 14 апреля 400 человек (вместе с 200 нижегородскими иноземцами) ушли в поход против Заруцкого под командованием Ивана Остренева. То есть город оставался практически беззащитным. Смирнов подтверждал: «Военная сила (несколько тысяч человек) должна была набираться в основном в Нижегородском Поволжье. Нижний дал шестьсот человек, Алатырь – сто, Арзамас – сто, Балахна – пятьдесят.
Поплыли водой от Нижнего со вскрытием Волги. Иван Заруцкий не стал дожидаться в Астрахани московской рати. В середине мая ушел из Астраханского кремля на волжский проток Болду и пропал в степях. Долго искали его нижегородцы и москвичи и наконец нашли на реке Яике. Захваченные пленники – атаман, Марина Мнишек с младенцем-сыном (прижитым от тушинского вора) - были торжественно провезены мимо Нижнего в Москву водой на стругах».
Расправа последовала немедленно. Заруцкого посадили на кол. Младенца Ивана Дмитриевича повесили. Коронованная русской царицей Марина провела остаток дней в башне Тульского кремля.
Между тем над оставшимися без надежной вооруженной охраны нижегородскими землями нависла угроза со стороны ногайской орды. «Иштерек договорился с Заруцким о совместном походе на Русь, - рассказывает Селезнев. - …Иштерек и Заруцкий скрепили свое соглашение обменом аманатов (заложников). Иштерек оставил в качестве аманатов своих сыновей, а сам отправился вдоль правого берега Волги на север. У современного Волгограда ногайцы "перевезлись" через реку Сарпу. Однако ни на Самару, ни на Казань они нападать не стали. Иштерека манили богатства Нижнего Новгорода. Поэтому его воины, минуя Самарскую луку, двинулись к Алатырю. Было их двадцать тысяч. 13 мая 1614 года их передовой отряд в 500 сабель ограбил окрестности Алатыря, захватил пленных и угнал скот. Май и июнь прошли в боях с ногайцами».
Помощь пришла от рати, поплывшей в Астрахань. 17 мая войско князя Одоевского вошло в город, захватив и сыновей Иштерека. После этого ногайский князь немедленно принес присягу царю Михаилу Федоровичу и увел своих людей от нижегородских земель.
После расправы с Иваном Заруцким остатки его казачьего войска продолжали разбойничать в Среднем Поволжье. Одним из атаманов был его брат – Захарий Заруцкий. В сентябре 1614 года карательная экспедиция против восставших казаков была организована из Ярославля под началом боярина князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского.
О том, как завершилась история с Захарием Заруцким, рассказывал известный нижегородский краевед профессор Николай Филиппович Филатов: «Часть казаков во главе с Захарием Заруцким прорвалась в волжское Понизовье. На их пути стояли русские города, уже присягнувшие Михаилу Федоровичу. В первых числах января 1615 года воевода Нижнего Новгорода извещал правительство, "что черкасы и казаки Кинешму выжгли и людей побили и пошли в Юрьевец, а хотят идти к Нижнему". Реакция на сей раз была быстрой – для подготовки Нижнего Новгорода к обороне был послан воевода Борис Иванович Нащокин, а за казаками "по вестям" полк рейтар Б.М. Лыкова.
События развертывались стремительно. Особую роль в них сыграл Пожарский, укрывавшийся тогда в… центре своей нижегородской вотчины – на погосте Вершилово… Дмитрий Михайлович сумел организовать активную оборону округи от казаков, которые были наголову разбиты в Васильевой слободе 4 января 1615 года и окончательно рассеяны полком рейтар Лыкова». Их гнали на расстояние более десяти верст, многих взяли в плен. Сам Захарий Заруцкий был убит. Оставшиеся в живых казаки бежали к реке Унже или в непроходимые пестяковские леса и болота.
А Кузьму Минина привлекли к решению задачи восстановления финансового хозяйства страны. Весной 1614 года правительство с согласия Земского собора приняло решение о взимании чрезвычайного налога – запросных и пятинных денег с наиболее состоятельной части посадов – «с гостей Гостиной и Суконной сотен и с черных сотен и слобод». Сбор первой пятины с тяглого населения Москвы был поручен (вместе с дьяком Афанасием Евдокимовым) «думному дворянину Кузьме Минину, который еще в Нижнем показал свое умение сбирать деньги с торговых людей». Опыт признали успешным, и пятинные сборы были проведены еще 6 раз.
Поначалу за свою службу Минин получал жалованье, «а поместьем не верстан». В 1614 году ему были назначены в поместье, то есть без права передачи по наследству, из дворцовых земель Нижегородского уезда села Ворсма и Богородское.
20 января 1615 года Поместный приказ издал грамоту о пожаловании Кузьме Минину уже в качестве наследуемой вотчины села Богородского с деревнями за организацию Нижегородского ополчения: «…пожаловали есьмя думного своего дворянина Кузьму Минина за его Кузьмину многую службу, как в прошлом во 119 году Польские и Литовские люди Московское государство раззоря и завладели и Московского государства из городов бояря и воеводы собрався со всякими ратными людьми пришли под Москву…
И он, Кузьма, помятуя Бога и Пречистую Богородицу, в Нижнем Новегороде и в понизовых городах, собрав денежную казну с Нижнего, и с понизовых, и с верховых, и с поморских и со всех городов и ратных всяких разореных людей подмогал. И ратные люди с бояры и воеводы и с ним, с Кузьмою, собрався под Москву к боярам и воеводам, кои стояли под Москвою безотступно, на помочь пришли и Московское государство очистили. И за ту его службу пожаловали есьмя его Кузьму и сына его Нефедья в Нижегородском уезде из его же поместья, что ему пожаловали есьмя наперед сего за московское очищенье селом Богородицким, да к селу ж Богородскому припущено в пашню пустошь Окуловская, пустошь Орлово, пустошь Зеновова, Дуброва; да к селу ж Богородскому деревни: деревня Цепелева, деревня Высокая, деревня Осиновка, деревня Песочня, Коврово тож, деревня Бокланово, деревня Коростелево, деревня Дикое-Ременье, а Новое Ременье тож, что был Починок, и деревня Демидово, деревня Выбылово; и всего к селу Богородскому десять деревень живущих.
…в селе Богородском и в деревнях пашни тысеча шестьсот тритцать чети. И Кузьме и сыну его по сей нашей царской жаловалной грамоте владеть тем селом Богородским з деревнями, и с пустошми и со всеми угодьи, в вотчину им, и их женам, и детем, и внучатом, и правнучатом и в род их неподвижно, и вольно им та вотчина по нашему царскому жалованью продати, и заложите, и по душе и в приданые отдати, и после своего живота роду своему и племяни отказати».
Похоже, местные власти не оказывали родне Минина должного уважения, иначе не появилась бы 31 мая 1615 года грамота из Нижегородского приказа нижегородским воеводам Владимиру Ивановичу Бахтеярову-Ростовскому и Борису Ивановичу Нащокину о неподсудности местным органам сына, братьев и крестьян Кузьмы Минина, кроме случаев татьбы и разбоя: «Бил нам челом думной наш дворянин Кузьма Минич, что живет он на Москве при нас, а поместья де и вотчинка за ним в Нижегородском уезде, и братья его и сын живут в Нижнем Новегороде, и им деи, и его людем и крестьяном, от исков и от поклепов чинится продажа великая, и нам бы его пожаловати, братью его и сына и людей и крестьян, ни в чем в Нижнем Новегороде судити не велети; а велети их судити на Москве. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б на Кузьмину братью и на людей, и на крестьян в исцовых искех, опричь татиного и разбойнаго дела, суда не давали без наших грамот; а кому будет до его братьи и до людей и до крестьян дело, и они бьют челом нам на Москве…».
Богородское при Кузьме Минине было крупным селом, раскинувшимся четырьмя отдельными «усадами» по сторонам глубокого пруда, пополнявшегося прохладными родниками. «Над прудом и плотиной в центре села высились шатровая Рождественская (холодная) и клетская Никольская (теплая) церкви с рублеными папертями и отдельно стоящей колокольней… В 92 крестьянских, 25 бобыльских и церковничьих дворах жили 160 мужчин». Филатов отмечал «человечески доброе отношение Минина к своим людям, отпуск некоторых навечно на волю».
Кроме земельных владений Минину пожаловано было подворье в Нижнем Новгороде, возле Спасо-Преображенского собора кремля.
Отмечено участие Кузьмы Минина в российской дипломатии. Так, под одной из боярских грамот, направленной в ноябре 1614 года в Речь Посполитую о начале мирных переговоров, стояла подпись думного дворянина Минина. На переговорах осенью 1615 года поляки не преминули уколоть российскую сторону: «Да и теперь у вас…Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода, казначей и большой правитель, всеми вами владеет, и другие такие же многие по приказам у дел сидят».
Минин выполнял различные ответственные поручения Михаила Федоровича. «Царь и, следовательно, весь двор питали к нему большое доверие, которое выразилось в 1615 г. поручением ему беречь Москву вместе с ближними боярами на время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь», - писал Забелин. Действительно, в мае 1615 года, как явствует из «Дворцовых разрядов», «пошел государь на богомолье к Троице-Сергию в монастырь, то на Москве оставил бояр» - князя Долгорукова, князя Голицына, окольничих князя Мезецкого и Головина - «да Козьму Минина».
В конце декабря 1615 года Минин отправился из Москвы в Казанский уезд. Поездка была связана с восстанием татар и черемисов. Размах бунта настолько встревожил Москву, что «по казанским вестям» на Волгу было отправлено войско под командованием князя Сулешова и комиссия во главе с Мининым, боярином Григорием Петровичем Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым «для сыску, от чево татаровя и черемиса заворовала». В Казань они приехали 13 февраля 1616 года. Это последняя зафиксированная дата из жизни Минина.
Подробности работы комиссии Минина, Ромодановского и Поздеева приводит «Столяров хронограф». Они «будучи в Казани, по государеву указу, про татарскую измену и про воровство сыскивали, а татар и черемису на пытках пытали, а иных за воровство и за измену казнили. Да по челобитью татар, что они били челом на казанцов на Саву Тимофеева сына Аристова в его налогах и в продаже, и Саву пытали ж». То есть на основании жалоб казанцев было установлено, что местный чиновник Савва Аристов разорял население штрафами и налогами, за что был подвергнут пытке, невзирая на дворянское происхождение. После чего, «сыскав про измену и про воровство», члены комиссии получили распоряжение «ехать к Москве». Летописец зафиксировал, что «Кузьмы Минина едучи к Москве, на дороге не стало».
Выборный человек всей земли русской появился из исторической неизвестности, яркой звездой пронесся через один из самых драматичных моментов в судьбе России, своим подвигам отстоял страну и вновь надолго исчез из истории, чтобы потом вернуться в нее легендой.
Причина смерти народного героя неизвестна. Точная дата его кончины неизвестна – между мартом и июнем 1616 года. Полуофициальная дата, которую можно найти и в справочных изданиях, – 21 мая.
Место его смерти тоже неизвестно. Источники молчат, историки называют самые разные места, расположенные между Казанью и Нижним Новгородом.
Более того, источники XVII века ничего не говорят и о месте погребения Минина. «При царском дворе вести о кончине Минина никто не придал значения, - замечал Скрынников. – Великие заслуги земского старосты были забыты. В столичных верхах Минину так и не простили его "низкого" происхождения. Власти не удостоили героя торжественных похорон».
Согласно классической версии Минин либо скончался в Нижнем Новгороде, либо был доставлен туда в домовине. Местом его первого захоронения историки называют либо погост Верхнепосадской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, либо погост за оградой Архангельского собора. В 1672 году прах был перенесен в нижний храм Спасо-Преображенского кафедрального собора Нижнего Новгорода и положен в каменную гробницу. Это произошло по повелению царя Алексея Михайловича при митрополите Нижегородском Филарете.
В 1838 году почти на том же месте был построен новый кафедральный собор, а прах Минина был помещен в подцерковье. В 1913 году в связи с ожиданием прибытия в Нижний Новгород Николая II надгробные памятники обновили, покрасив столбы и арки гробницы в соответствии с общим фоном стенной живописи собора. После разрушения Спасо-Преображенского собора советской властью в 1929 году, останки оказались либо в запаснике музея, либо даже в частных руках, а в 1962 году были перенесены в Михайло-Архангельский собор.
Споры о месте погребения Минина, о перемещении его останков не утихают до сих пор. Эти споры хорошо отражены в фундированной биографии прославленного нижегородца, вышедшей из-под пера Морохина и Кузнецова. Разобрав все мыслимые версии, они приходят к пессимистическому заключению, что «у нижегородских краеведов не было (как и сейчас не имеется в распоряжении историков – sic!) источника о захоронении Минина в Нижнем Новгороде».
Но это никак не умаляет святости для каждого россиянина гробницы Кузьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля.