Как Нижний Новгород Россию спасал
3 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Благодарная Россия
Михаил Федорович торжественно венчался на царство 11 июля 1613 года в Успенском соборе московского Кремля.

Иерархия московского общества устанавливалась четко определенным положением отдельных лиц во время публичных ритуалов, особенно когда речь шла о коронации.

Пожарский и Минин не были забыты. Забелин, большой знаток царских ритуалов, утверждал, что «смысл подвига Пожарского во время коронации избранного царя выдавался очень наглядно. Во время церемонии Пожарский предварительно был послан за царским саном на Казенный Двор, откуда торжественно Благовещенский протопоп нес на блюде крест, диадему и Мономахову шапку; за ним Пожарский нес скипетр, а затем дьяк Траханиотов, будущий казначей, нес яблоко – державу. Впереди для чести сана шел боярин Василий Петрович Морозов, что было почетнее, чем несение скипетра, но знаменательный почет оставался на стороне Пожарского. Любопытно и то, что этот царский сан первыми выносили на торжество люди нижегородского ополчения. Когда регалии были тем же порядком отнесены в собор и поставлены посреди храма на аналое, тот же Пожарский оставался при них все время для почетного предстояния и оберегания. Таким образом, и на символическом "действе" коронования Пожарский, и он один, первый торжественно поднял давно оставленный скипетр Русского Царства, первый принес его к священному торжеству царского постановления, один оберегал царский сан до времени коронования».

Это было до церемонии коронации. На самой церемонии богослужение возглавлял митрополит Казанский Ефрем, служили также митрополит Ростовский и Ярославский Кирилл (Завидов) и митрополит Сарский Иона. Лидеры ополчения тоже не затерялись. «Новый летописец» зафиксировал, что «в чинах были бояре: с каруной и осыпал [деньгами] боярин князь Федор Иванович Мстиславский, с скипетром – боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, с шапкою – Иван Никитич Романов, с яблоком – Василий Петрович Морозов. За царским платьем ходил на Казенный двор боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский да казначей Никифор Васильевич Траханиотов. А как платье принесли в палату в золотую, и в соборную церковь платье послали с боярином Василием Петровичем Морозовым да с казначеем Никифором Траханиотовым, а с яблоком был боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В тот же день пожаловал государь многих в бояре и окольничьи, были столы у государя три дня».

То есть героем дня стал все же князь Мстиславский, который как самый знатный из бояр осыпал Михаила золотыми монетами. Трубецкой попытался местничать с Иваном Романовым, но молодой царь оказал честь дяде, велев ему держать шапку Мономаха. Трубецкой довольствовался менее престижным скипетром. А державу (яблоко) доверили Морозову и Пожарскому.

Михаил Романов понимал, что ему не досталась бы корона, если бы войско Пожарского не освободило Москву. И выборный земский воевода был популярен. Царь в день коронации объявил о пожаловании стольнику Пожарскому боярства. Хотя следует заметить, что это было второе кадровое назначение нового царя, первым стало присвоение того же чина двоюродному брат Михаила князю Ивану Борисовичу Черкасскому, который в марте 1611 года помогал интервентам подавлять московское восстание, а позже сражался с передовыми отрядами ополчения и был взят в плен.

Что это означало для Пожарского с карьерной точки зрения? Получив боярство, он перепрыгнул через многие иерархические ступени. До этого не входивший и в сотню первенствующий лиц в стране, Пожарский оказался в первой десятке. «Князь утратил значение правителя или, вернее, одного из двух правителей России в чрезвычайной ситуации междуцарствия, - пишет Володихин. - Зато приобрел статус крупного вельможи, одного из самых высокопоставленных лиц, при начале более стабильной эпохи. Худородство Пожарского хотя бы отчасти перечеркнуто его заслугами и благоволением молодого царя. Дмитрия Михайловича ценят. Его благодеяния Отечеству не забыты».

Минин тоже не был забыт. На следующий день после коронации, 12 июля, в день именин Михаила Федоровича третьим кадровым решением царя Кузьме Минину был пожалован чин думного дворянина. Это было невиданное повышение. Селезнев подчеркивает: «Обычно верхом карьеры купца было звание гостя. Царь же ввел простолюдина из Нижнего Новгорода на самый верх системы управления... Как и прочие знатные люди, он получил право писать отчество с "вичем"».

Думный дворянин - третий по рангу чин в государстве, и Минин вошел в состав Боярской думы. Жалуя Минина, царь «велел ему быти всегда в Москве при нем, государе, безотступно и заседать в палате, думати о всяких делах, о чем государь расскажет и что царству Московскому надлежать будет». Ему назначили жалованье в 200 рублей в год. Вскоре после этого пожалования Кузьма сделал вклад в Колязин монастырь – ризы и стихарь «на государево царево и великого князя Михаила Федоровича имя», что, очевидно, демонстрировало его благодарность царю. Но должность казначея Минину не досталась, Казенный приказ возглавил Траханиотов.

О пожалованиях Пожарскому и Минину Забелин замечал: «Это и было торжеством справедливости и великой почестью для пожалованных. Царю в тогдашней системе понятий и порядков ничего больше сделать было невозможно… За Пожарским через три недели была утверждена новой грамотой старая его вотчина, пожалованная ему Шуйским несправчиво, без отдачи в полное владение и в потомство, причем были сказаны вышепомянутые слова, вполне засвидетельствовавшие значения заслуг и подвигов Пожарского. Затем царской власти, тогда молодой и слабой, находившейся в руках бояр, соперников Пожарского, идти дальше не позволял устав царского быта. Наперекор желаниям даже самого государя, и Трубецкой, и очень многие другие бояре везде должны были первенствовать пред Пожарским… Ни для кого из современников это не было и удивительно. С избранием царя потянулся в царстве-государстве прежний царский порядок и жизни, и отношений, и службы… Царь мог жаловать в бояре, но в сыны честного великородного отца он не мог жаловать».



Царствование Романовых начиналось тяжело. Столица была сожжена и обезлюдела. Из приказных людей мало кто остался в живых, сгорели госархивы. Нечем было платить жалованье служилым людям, не говоря уже об остававшихся на службе казаках.

Сигизмунд III не отказался от планов завоевания России. Его войска снова и снова вторгались в русские земли. Поляки сожгли Козельск, Болхов, Перемышль, появились даже у стен Калуги. Михаил направил против интервентов земских воевод Дмитрия Черкасского и Михаила Бутурлина, которые отогнали неприятеля от Калуги, освободили Вязьму, Дорогобуж, Белую. После этого 12-тысячное русское войско (половину его составляли казаки, которых удалось наконец-то сплавить из Москвы) осадило Смоленск. В разгар этих боевых действий еще одно – пятитысячное – войско было отправлено против шведов под Новгород под командованием князя Дмитрия Трубецкого. То есть силы ополчения были разделены и воевали на разных направлениях, причем ни Пожарский, ни Минин в военных действиях не участвовали. Цели кампании не были достигнуты: ни в Смоленск, ни в Новгород пробиться не удалось.

Продолжали давать знать о себе и внутренние эксцессы Смуты. Романовы жестоко расправились с попавшими к ним в руки самозванцами. Бесследно исчез Лжедмитрий III, которого руководители ополчения посадили на цепь в клетку для всеобщего обозрения.

Казацкое войско атамана Заруцкого, в котором находились «царица» Марина Мнишек и ее сын, после избрания Михаила бежало на Дон. Но там казаки отказали в поддержке «царевичу». В июле 1613 года отряды князя Одоевского нанесли поражение мятежникам под Воронежем, после чего атаман ушел в Астрахань. Местный воевода князь Хворостинин, много лет поддерживавший Лжедмитрия II, теперь попытался избавиться от непрошеных гостей, но сам поплатился за это головой. Заруцкий казнил воеводу, а с ним и многих астраханцев.

Атаман вел переговоры с Персией, обещая шаху Аббасу I Астрахань в обмен на помощь против России, а ногайского князя Иштерека приглашал совершить набег на русские земли. Сам Заруцкий намеревался следующей весной двинуться на Самару и Казань. «Царское правительство не стало этого дожидаться и начало загодя готовиться к военным действиям, - писал Селезнев. - К ним предполагалось привлечь и нижегородцев. 28 февраля 1614 года по государеву указу нижегородской и арзамасской мордве и бортникам велено было "запас пасти" и кормить лошадей для участия в конном походе на Заруцкого. Общее руководство войсками, отправленными против этого казачьего атамана, осуществлял И. Н. Одоевский, прибывший в Казань. Самару оборонял Д. П. Лопата-Пожарский. Нижегородским воеводой в это время (с 1613 года) был князь В. И. Бахтеяров-Ростовский».

В начале 1614 года в Нижнем Новгороде, как установил Любомиров, стоял один «приказ» — 500 человек стрельцов, из которых 14 апреля 400 человек (вместе с 200 нижегородскими иноземцами) ушли в поход против Заруцкого под командованием Ивана Остренева. То есть город оставался практически беззащитным. Смирнов подтверждал: «Военная сила (несколько тысяч человек) должна была набираться в основном в Нижегородском Поволжье. Нижний дал шестьсот человек, Алатырь – сто, Арзамас – сто, Балахна – пятьдесят.

Поплыли водой от Нижнего со вскрытием Волги. Иван Заруцкий не стал дожидаться в Астрахани московской рати. В середине мая ушел из Астраханского кремля на волжский проток Болду и пропал в степях. Долго искали его нижегородцы и москвичи и наконец нашли на реке Яике. Захваченные пленники – атаман, Марина Мнишек с младенцем-сыном (прижитым от тушинского вора) - были торжественно провезены мимо Нижнего в Москву водой на стругах».

Расправа последовала немедленно. Заруцкого посадили на кол. Младенца Ивана Дмитриевича повесили. Коронованная русской царицей Марина провела остаток дней в башне Тульского кремля.

Между тем над оставшимися без надежной вооруженной охраны нижегородскими землями нависла угроза со стороны ногайской орды. «Иштерек договорился с Заруцким о совместном походе на Русь, - рассказывает Селезнев. - …Иштерек и Заруцкий скрепили свое соглашение обменом аманатов (заложников). Иштерек оставил в качестве аманатов своих сыновей, а сам отправился вдоль правого берега Волги на север. У современного Волгограда ногайцы "перевезлись" через реку Сарпу. Однако ни на Самару, ни на Казань они нападать не стали. Иштерека манили богатства Нижнего Новгорода. Поэтому его воины, минуя Самарскую луку, двинулись к Алатырю. Было их двадцать тысяч. 13 мая 1614 года их передовой отряд в 500 сабель ограбил окрестности Алатыря, захватил пленных и угнал скот. Май и июнь прошли в боях с ногайцами».

Помощь пришла от рати, поплывшей в Астрахань. 17 мая войско князя Одоевского вошло в город, захватив и сыновей Иштерека. После этого ногайский князь немедленно принес присягу царю Михаилу Федоровичу и увел своих людей от нижегородских земель.

После расправы с Иваном Заруцким остатки его казачьего войска продолжали разбойничать в Среднем Поволжье. Одним из атаманов был его брат – Захарий Заруцкий. В сентябре 1614 года карательная экспедиция против восставших казаков была организована из Ярославля под началом боярина князя Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского.

О том, как завершилась история с Захарием Заруцким, рассказывал известный нижегородский краевед профессор Николай Филиппович Филатов: «Часть казаков во главе с Захарием Заруцким прорвалась в волжское Понизовье. На их пути стояли русские города, уже присягнувшие Михаилу Федоровичу. В первых числах января 1615 года воевода Нижнего Новгорода извещал правительство, "что черкасы и казаки Кинешму выжгли и людей побили и пошли в Юрьевец, а хотят идти к Нижнему". Реакция на сей раз была быстрой – для подготовки Нижнего Новгорода к обороне был послан воевода Борис Иванович Нащокин, а за казаками "по вестям" полк рейтар Б.М. Лыкова.

События развертывались стремительно. Особую роль в них сыграл Пожарский, укрывавшийся тогда в… центре своей нижегородской вотчины – на погосте Вершилово… Дмитрий Михайлович сумел организовать активную оборону округи от казаков, которые были наголову разбиты в Васильевой слободе 4 января 1615 года и окончательно рассеяны полком рейтар Лыкова». Их гнали на расстояние более десяти верст, многих взяли в плен. Сам Захарий Заруцкий был убит. Оставшиеся в живых казаки бежали к реке Унже или в непроходимые пестяковские леса и болота.



А Кузьму Минина привлекли к решению задачи восстановления финансового хозяйства страны. Весной 1614 года правительство с согласия Земского собора приняло решение о взимании чрезвычайного налога – запросных и пятинных денег с наиболее состоятельной части посадов – «с гостей Гостиной и Суконной сотен и с черных сотен и слобод». Сбор первой пятины с тяглого населения Москвы был поручен (вместе с дьяком Афанасием Евдокимовым) «думному дворянину Кузьме Минину, который еще в Нижнем показал свое умение сбирать деньги с торговых людей». Опыт признали успешным, и пятинные сборы были проведены еще 6 раз.

Поначалу за свою службу Минин получал жалованье, «а поместьем не верстан». В 1614 году ему были назначены в поместье, то есть без права передачи по наследству, из дворцовых земель Нижегородского уезда села Ворсма и Богородское.

20 января 1615 года Поместный приказ издал грамоту о пожаловании Кузьме Минину уже в качестве наследуемой вотчины села Богородского с деревнями за организацию Нижегородского ополчения: «…пожаловали есьмя думного своего дворянина Кузьму Минина за его Кузьмину многую службу, как в прошлом во 119 году Польские и Литовские люди Московское государство раззоря и завладели и Московского государства из городов бояря и воеводы собрався со всякими ратными людьми пришли под Москву…

И он, Кузьма, помятуя Бога и Пречистую Богородицу, в Нижнем Новегороде и в понизовых городах, собрав денежную казну с Нижнего, и с понизовых, и с верховых, и с поморских и со всех городов и ратных всяких разореных людей подмогал. И ратные люди с бояры и воеводы и с ним, с Кузьмою, собрався под Москву к боярам и воеводам, кои стояли под Москвою безотступно, на помочь пришли и Московское государство очистили. И за ту его службу пожаловали есьмя его Кузьму и сына его Нефедья в Нижегородском уезде из его же поместья, что ему пожаловали есьмя наперед сего за московское очищенье селом Богородицким, да к селу ж Богородскому припущено в пашню пустошь Окуловская, пустошь Орлово, пустошь Зеновова, Дуброва; да к селу ж Богородскому деревни: деревня Цепелева, деревня Высокая, деревня Осиновка, деревня Песочня, Коврово тож, деревня Бокланово, деревня Коростелево, деревня Дикое-Ременье, а Новое Ременье тож, что был Починок, и деревня Демидово, деревня Выбылово; и всего к селу Богородскому десять деревень живущих.

…в селе Богородском и в деревнях пашни тысеча шестьсот тритцать чети. И Кузьме и сыну его по сей нашей царской жаловалной грамоте владеть тем селом Богородским з деревнями, и с пустошми и со всеми угодьи, в вотчину им, и их женам, и детем, и внучатом, и правнучатом и в род их неподвижно, и вольно им та вотчина по нашему царскому жалованью продати, и заложите, и по душе и в приданые отдати, и после своего живота роду своему и племяни отказати».

Похоже, местные власти не оказывали родне Минина должного уважения, иначе не появилась бы 31 мая 1615 года грамота из Нижегородского приказа нижегородским воеводам Владимиру Ивановичу Бахтеярову-Ростовскому и Борису Ивановичу Нащокину о неподсудности местным органам сына, братьев и крестьян Кузьмы Минина, кроме случаев татьбы и разбоя: «Бил нам челом думной наш дворянин Кузьма Минич, что живет он на Москве при нас, а поместья де и вотчинка за ним в Нижегородском уезде, и братья его и сын живут в Нижнем Новегороде, и им деи, и его людем и крестьяном, от исков и от поклепов чинится продажа великая, и нам бы его пожаловати, братью его и сына и людей и крестьян, ни в чем в Нижнем Новегороде судити не велети; а велети их судити на Москве. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б на Кузьмину братью и на людей, и на крестьян в исцовых искех, опричь татиного и разбойнаго дела, суда не давали без наших грамот; а кому будет до его братьи и до людей и до крестьян дело, и они бьют челом нам на Москве…».

Богородское при Кузьме Минине было крупным селом, раскинувшимся четырьмя отдельными «усадами» по сторонам глубокого пруда, пополнявшегося прохладными родниками. «Над прудом и плотиной в центре села высились шатровая Рождественская (холодная) и клетская Никольская (теплая) церкви с рублеными папертями и отдельно стоящей колокольней… В 92 крестьянских, 25 бобыльских и церковничьих дворах жили 160 мужчин». Филатов отмечал «человечески доброе отношение Минина к своим людям, отпуск некоторых навечно на волю».

Кроме земельных владений Минину пожаловано было подворье в Нижнем Новгороде, возле Спасо-Преображенского собора кремля.

Отмечено участие Кузьмы Минина в российской дипломатии. Так, под одной из боярских грамот, направленной в ноябре 1614 года в Речь Посполитую о начале мирных переговоров, стояла подпись думного дворянина Минина. На переговорах осенью 1615 года поляки не преминули уколоть российскую сторону: «Да и теперь у вас…Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода, казначей и большой правитель, всеми вами владеет, и другие такие же многие по приказам у дел сидят».

Минин выполнял различные ответственные поручения Михаила Федоровича. «Царь и, следовательно, весь двор питали к нему большое доверие, которое выразилось в 1615 г. поручением ему беречь Москву вместе с ближними боярами на время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь», - писал Забелин. Действительно, в мае 1615 года, как явствует из «Дворцовых разрядов», «пошел государь на богомолье к Троице-Сергию в монастырь, то на Москве оставил бояр» - князя Долгорукова, князя Голицына, окольничих князя Мезецкого и Головина - «да Козьму Минина».

В конце декабря 1615 года Минин отправился из Москвы в Казанский уезд. Поездка была связана с восстанием татар и черемисов. Размах бунта настолько встревожил Москву, что «по казанским вестям» на Волгу было отправлено войско под командованием князя Сулешова и комиссия во главе с Мининым, боярином Григорием Петровичем Ромодановским и дьяком Марком Поздеевым «для сыску, от чево татаровя и черемиса заворовала». В Казань они приехали 13 февраля 1616 года. Это последняя зафиксированная дата из жизни Минина.

Подробности работы комиссии Минина, Ромодановского и Поздеева приводит «Столяров хронограф». Они «будучи в Казани, по государеву указу, про татарскую измену и про воровство сыскивали, а татар и черемису на пытках пытали, а иных за воровство и за измену казнили. Да по челобитью татар, что они били челом на казанцов на Саву Тимофеева сына Аристова в его налогах и в продаже, и Саву пытали ж». То есть на основании жалоб казанцев было установлено, что местный чиновник Савва Аристов разорял население штрафами и налогами, за что был подвергнут пытке, невзирая на дворянское происхождение. После чего, «сыскав про измену и про воровство», члены комиссии получили распоряжение «ехать к Москве». Летописец зафиксировал, что «Кузьмы Минина едучи к Москве, на дороге не стало».

Выборный человек всей земли русской появился из исторической неизвестности, яркой звездой пронесся через один из самых драматичных моментов в судьбе России, своим подвигам отстоял страну и вновь надолго исчез из истории, чтобы потом вернуться в нее легендой.

Причина смерти народного героя неизвестна. Точная дата его кончины неизвестна – между мартом и июнем 1616 года. Полуофициальная дата, которую можно найти и в справочных изданиях, – 21 мая.

Место его смерти тоже неизвестно. Источники молчат, историки называют самые разные места, расположенные между Казанью и Нижним Новгородом.

Более того, источники XVII века ничего не говорят и о месте погребения Минина. «При царском дворе вести о кончине Минина никто не придал значения, - замечал Скрынников. – Великие заслуги земского старосты были забыты. В столичных верхах Минину так и не простили его "низкого" происхождения. Власти не удостоили героя торжественных похорон».

Согласно классической версии Минин либо скончался в Нижнем Новгороде, либо был доставлен туда в домовине. Местом его первого захоронения историки называют либо погост Верхнепосадской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, либо погост за оградой Архангельского собора. В 1672 году прах был перенесен в нижний храм Спасо-Преображенского кафедрального собора Нижнего Новгорода и положен в каменную гробницу. Это произошло по повелению царя Алексея Михайловича при митрополите Нижегородском Филарете.

В 1838 году почти на том же месте был построен новый кафедральный собор, а прах Минина был помещен в подцерковье. В 1913 году в связи с ожиданием прибытия в Нижний Новгород Николая II надгробные памятники обновили, покрасив столбы и арки гробницы в соответствии с общим фоном стенной живописи собора. После разрушения Спасо-Преображенского собора советской властью в 1929 году, останки оказались либо в запаснике музея, либо даже в частных руках, а в 1962 году были перенесены в Михайло-Архангельский собор.

Споры о месте погребения Минина, о перемещении его останков не утихают до сих пор. Эти споры хорошо отражены в фундированной биографии прославленного нижегородца, вышедшей из-под пера Морохина и Кузнецова. Разобрав все мыслимые версии, они приходят к пессимистическому заключению, что «у нижегородских краеведов не было (как и сейчас не имеется в распоряжении историков – sic!) источника о захоронении Минина в Нижнем Новгороде».

Но это никак не умаляет святости для каждого россиянина гробницы Кузьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля.

Михайло-Архангельский собор
Фото А. Бурого
После смерти Кузьмы Минина 5 июля 1616 года Поместный приказ направил нижегородским воеводам грамоту о пожаловании вдовы Минина Татьяны Семеновны с сыном Нефедом вотчиной ее мужа: «Пожаловали есмя думного нашего дворянина Кузьмину жену Минина, вдову Татьяну, с сыном с Нефедьем, мужа ее вотчиною в Нижегородском уезде селом Богородицким с деревнями, на тысячу на шестьсот на десять четьи… Послали кого пригоже, да ту вотчину, село Богородицкое с деревнями, на тысячу на шестьсот на десять четьи, велели отказать думного нашего дворянина Кузьмине жене Минина, вдове Татьяне, с сыном с Нефедьем, и велели ей тою вотчиною владети».

31 октября 1616 года был повторен приказ о неподсудности местным органам Нефеда Минина, его дядюшек и крестьян: «…нам бы его пожаловати, дядей его и людей и крестьян в Нижнем Новегороде судити не велети, а велети их судити на Москве. И мы Нефеда Минина пожаловали: дядей его и людей и крестьян в Нижнем судити не велели… В Нижнем никому судити не велели, опроче розбоя и татьбы с поличным».

После введения в права наследства Нефед с матерью некоторое время занимались устройством этой огромной вотчины. Но, похоже, хозяйственные дела не сильно влекли младшего Минина, он вернулся в Москву.

Не так давно обнаруженная челобитная Нефеда Минина свидетельствует о его участии в обороне Москвы в 1618 году. Он получил два огнестрельных ранения в битве с запорожцами у стен Донского монастыря, где были сорваны планы поляков прорваться в Москву в районе Калужских и Серпуховских ворот.

В 1620 или 1621 году Нефед Кузьмич получил чин государева стряпчего и занял весьма почетное место среди придворных. В 1624 году на свадьбе царя Михаила Федоровича с княжной Марией Долгорукой Нефед Минин нес фонарь невесты по пути из Грановитой палаты к Успенскому собору. Долгорукая скончалась через пять месяцев после замужества, и в 1626 году стряпчий Минин нес фонарь уже самого царя на его свадьбе с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Имя Нефеда Минина упоминается в списках официальных лиц, встречавших в 1620-х годах в Москве иностранные посольские миссии, последний раз – в 1628 году по случаю представления Михаилу Федоровичу персидского посольства.

Супругу Нефеда звали Анна, Михайлова дочь, до замужества она носила фамилию Тихонова. Нефед не оставил после себя потомства, его дети умерли, не достигнув взрослого возраста.

Нефед Кузьмич кроме Богородской вотчины имел вотчину, купленную им в Московском уезде, - треть деревни Микульское и пустошь в Сосенском стане Московского уезда.

На исходе 1632 года Нефеда Минина не стало. Москва известила о его смерти 1 декабря 1632 года нижегородского воеводу Коржбока-Столпина. Оставшаяся без наследников по мужской линии, Богородская вотчина Мининых была отписана «на государя», а затем пожалована во владение боярину Якову Куденетовичу Черкасскому. Супруга Нефеда Анна, овдовев, вторично вышла замуж за Андрея Ивановича Зиновьева и была жива еще в декабре 1647 года.

Вдова же Кузьмы Минина, пережившая и мужа, и сына, вернулась из Богородского в Нижний Новгород. Татьяна Семеновна внесет род Мининых в синодик только что отстроенного Михайло-Архангельского собора. «В конце жизни она постриглась в монахини под именем Таисии, передав свое имущество церкви, - писал Селезнев. - Умерла она в 1640 году в нижегородском Воскресенском монастыре. Так пресекся род великого нижегородца, чей личный успех стал успехом всей страны».



Князь Дмитрий Пожарский после 1612 года прожил более долгую и бурную жизнь, чем его главный соратник. Костомаров замечал, что Пожарский «страдал "черным недугом" - меланхолией. Быть может, это и было причиной того, что Пожарский при Михаиле не играл первостепенной роли, так как люди с подобным настроением духа не бывают искательны и стараются держаться в тени».

Забелин не соглашался: «Вопреки сказаниям неразборчивых историков у царя Михаила он пользовался немалым почетом и исполнял поручения столь же важные, как и другие ближние бояре. Надо заметить, что большие и ближние бояре Михаила были все его же родственники или состояли в ним в родстве по женам, каковы: Романовы, Черкасские, Шереметевы, Сицкие, Салтыковы и пр.; даже князь Трубецкой был в родстве с царем. Пожарский был сторона царскому родству, но постоянно в важных для государя поручениях становился рядом с самыми первыми и доверенными людьми этого родства… За праздничными и другими чиновными столами он бывал если не чаще, то и не реже тех же самых первых бояр».

Михаил Федорович подтвердил земельные пожалования, данные Пожарскому при Шуйском, и даровал герою новые вотчины. В результате в его собственности оказалась большая часть современных Южского и Пестяковского районов Ивановской области, а также Пурецкая волость Балахнинского уезда с селом Пурех, Вершилов погост (ныне село Вершилово Чкаловского района Нижегородской области). Боярину Пожарскому принадлежали и земли по старинному тракту Нижний Новгород - Ярославль вдоль правого берега Волги, по левым берегам рек Дух и Теза, села Мугреево и Жары, Юрино, Боярское, что рядом с Вершиловым, где имелся собственно боярский дом, села Пестяки, Мыть, Сонино, Бредово, Погарново, Бурцево, Верхний и Нижний Ландех и земли в Клинском уезде под Москвой. В Пурех и в Вершилово Пожарский часто приезжал в летнее время. Как видим, князь не был обижен.

Правда, в первый год царствования Михаила Пожарский был втянут в местнический конфликт, который стал причиной его временного удаления от двора. За отказ «объявить боярство» вновь пожалованному Борису Салтыкову Пожарский был «выдан обиженному головой»: «обидчик» в сопровождении официальных свидетелей приводился на двор «обиженного» и должен был простоять некоторое время перед крыльцом, пока хозяин, стоя на крыльце, громогласно благодарит царя за оказанную ему «милость».

В 1615 году Пожарский был направлен оборонять Орел, Болхов и Перемышль от войск Лисовского и справился с этим поручением весьма успешно. В 1617 году боярин князь Пожарский был назначен старшим воеводой большой армии под Калугой, где успешно воевал до лета следующего года с войсками вновь появившегося в русских пределах королевича Владислава, не оставлявшего надежд на русский престол. А затем вступил в боевые действия с казачьей армией Сагайдачного.

Моментом наивысшей опасности со стороны Польши стал 1618 год, когда королевич Владислав привел войска к Москве. Вот когда Пожарский вновь проявил исключительную храбрость и воинское искусство. Во главе гарнизона он отстоял столицу. При этом, по словам царской грамоты, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Действительно, во время решающего польского штурма 1 октября Пожарский взял на себя руководство сражением в самом опасном месте - у Арбатских ворот Белого города, где отразил ночное нападение врагов, взорвавших ворота земляного вала.

В соответствии с перемирием, заключенным в декабре 1618 года в деревне Деулино, Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли с 29 городами. Но в той ситуации страна нуждалась в передышке. Особенно с учетом Столбовского мира 1617 года со шведами, закрывшего нам выход к Балтике: Россия вернула Новгород, но к Швеции отошли Карелия и Ижорская земля с городами Корела, Ям, Копорье, Орешек и Ивангород.

Страна лежала в руинах на всем пространстве - от Северного Ледовитого океана до южных степей. Города и деревни обезлюдели. Прошло полвека, прежде чем Россия оправилась от катастрофы Смутного времени. Но худшее было позади.

После окончания войн с Польшей и Швецией Пожарский был востребован и на военной, и на гражданской службе. Ему неоднократно поручалось возглавлять важнейшие приказы. В 1619 году он был поставлен во главе Ямского приказа, а в 1623 году - Разбойничьего приказа, разбиравшего дела о воровстве, грабежах и убийствах. Затем князь был направлен воеводой в Архангельск.

Дмитрий Михайлович был дружкой на обеих свадьбах Михаила Федоровича и вообще являлся одним из самых доверенных его людей. Не случайно летом 1628 года Пожарский был оставлен старшим из бояр в Москве, когда Михаил Федорович ездил в Симонов монастырь «праздновать всемилостивому Спасу, на освящение воды».

Два года князь Пожарский провел воеводой в Великом Новгороде, а в 1631 году возглавил Приказ сбора ратных и даточных людей и Челобитенный приказ. Не раз он был ответственным за сбор «пятой деньги». Князь Дмитрий обеспечивал снабжение армии воеводы Шеина, которая воевала за возвращение Смоленска, а в 1634 году вновь был на поле боя под Можайском, вторым воеводой в войсках князя Дмитрия Черкасского.

В 1636-1637 годах Пожарский имел в своем ведении Судный приказ, был ответственным за сооружение новых оборонительных укреплений вокруг Москвы – Земляного города. На следующий год отправился воеводой в Переяславль-Рязанский, на случай войны с крымскими татарами. Последние его миссии - участие в дипломатических переговорах с Польшей и крымским ханом в 1638-1640 годах.

Князь Дмитрий Пожарский был женат дважды, от первого брака у него были три сына – Петр, Федор и Иван и три дочери – Ксения, Анастасия и Елена.

Церковь считает, что перед своей кончиной князь Дмитрий Михайлович принял монашеский чин с именем Косма, чем подтвердил верность своему соратнику по Нижегородскому ополчению. Хотя многие историки этот факт не подтверждают.

Пожарский скончался в Москве 20 апреля 1642 года, на 64-м году жизни. Похоронен он был в семейной усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Ефимьевском монастыре.

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году, когда умер бездетный внук князя Юрий Иванович.

В 1885 году в Спасо-Ефимьевском монастыре на средства, собранные по народной подписке, над погребением князя воздвигли мавзолей-часовню. В 1933 году его разрушили. Восстановили и освятили мавзолей-часовню 4 ноября 2009 года.



Первыми долг памяти народным героям Минину и Пожарскому отдали нижегородцы. Филатов, крупнейший знаток нижегородского зодчества, подтверждает: «В 1631 году над Нижегородским кремлем поднял ввысь свой стройный шатер Михайло-Архангельский каменный собор – храм-памятник освободителям Москвы и всего Русского государства от польско-литовских и шведских интервентов. Это был первый памятник народному ополчению К. Минина и Д. Пожарского в стране (не считая монастырского собора в Пурехе), опередивший их появление и в Москве (1634-1635 гг. – храм Покрова в подмосковной усадьбе Д.М. Пожарского Медведкове, 1636 г. – Казанский собор на Пожар-площади)». Затем таких мемориальных мест появится много.

Памятник Минину и Пожарскому – единственный монумент на Красной площади, главной площади страны. Открытие памятника состоялось в те дни, когда торжественно отмечалось пятилетие изгнания из столицы французов Наполеона, - 20 февраля 1818 года. Памятник по проекту скульптора Мартоса сооружался на народные пожертвования. Нижегородцы на благое дело собрали 13 849 рублей 50 копеек. Наиболее крупными жертвователями выступили генерал-майор князь Репнин и именитый гражданин Василий Злобин, выдавшие по тысяче рублей, и князь Грузинский, отдавший 700 рублей.

Замысел композиция – Минин в центре с поднятой рукой – подчеркивала роль народа в отражении интервенции. На постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. Лета 1818 года».

А в Нижегородском кремле в 1828 году прошло торжественное открытие скромного гранитного обелиска в честь гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского - на большее денег не хватило.

Имена Минина и Пожарского, чьи подвиги должны были вдохновить советский народ на борьбу с фашизмом, прозвучали в речи Сталина в июле 1941 года. А в 1943 году бывшая Благовещенская площадь города Горького, ранее переименованная в Советскую, получила название в честь Минина и Пожарского. И на ней появилась скульптура Кузьмы Минина.

В 2005 году в историческом центре Нижнего Новгорода, у Ивановской башни Кремля, у церкви Рождества Иоанна Предтечи была установлена точная копия того памятника, который стоит на Красной площади в Москве. Почти точная. Нижегородский памятник на 5 сантиметров меньше оригинала.



России за ее многовековую историю приходилось переживать подлинные крушения, когда ее будущее висело на волоске. И почти каждое крушение имело своей главной причиной раскол внутри элиты и общества, духовный надлом нации. «Очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому, что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, - когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель», - справедливо замечал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Смута – одна из самых страшных катастроф в истории России. И выход из этого острейшего кризиса был сродни чуду. Более сильные в военном и экономическом отношении Польша и Швеция уже делили страну, московская элита уже присягнула иноземному царю, поляки уже управляли Россией из Кремля. И тут…

Нижегородцы традиционно скромны в оценке заслуг своих земляков, Нижегородского ополчения. Так, Кузнецов и Морохин пишут: «Принадлежащие к нижегородской исторической школе авторы этой книги стремились избежать лишних пафоса и глорифицикации подвига Нижнего Новгорода в 1611-1612 гг. Нижегородский подвиг имел место, и значение его трудно переоценить, но он находится в ряду других примеров и фактов самоотверженности и самоотречения ради страны и веры в эпоху Смуты. Защита Троице-Сергиева монастыря, поход Скопина-Шуйского, деятельность патриарха Гермогена, Прокопия Ляпунова, святого Иринарха Ростовского и Борисоглебского, «Смоленское сидение», сопротивление тушинцам и лисовчикам на Верхней Волге, наконец, упорство в их желании остаться в России, битва за Москву в 1618 г. — вот неполный ряд созвездия, в котором сияет и звезда Ополчения Минина и Пожарского. Без всего этого, взятого в совокупности, не состоялось бы преодоление Смуты». Все так.

Тем не менее, отдавая должное скромности представителей нижегородской исторической школы, дадим слово представителям других школ, которым не обязательно проявлять скромность в оценке заслуг Нижегородского ополчения перед Отечеством.

Дадим слово Карамзину, который, кстати, дописывал свою знаменитую «Историю Государства Российского» в эвакуации в Нижнем Новгороде в 1812 году. «История назвала Минина и Пожарского "спасителями Отечества": отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием. Вера, любовь к своим обычаям и ненависть к чужеземной власти произвели общее славное восстание народа под знаменами некоторых верных отечеству бояр. Москва освободилась».

Дадим слово Забелину, певцу Нижегородского ополчения: «И все-таки подвиг Минина и Пожарского есть великое из великих народных дел нашей истории. Он пред ее лицом с полной очевидностью раскрыл глубину той премудрости, что и народ независимо, сам собой, с великим и в полном смысле государственным умением, может делать свое политическое земское дело».

Дадим слово Владимиру Владимировичу Путину, который справедливо подчеркивал: «Не меркнет величие подвига, на который подняла тогда народ любовь к Отечеству, объединила людей различных национальностей и сословий. Они положили конец смутам, раздорам, предательству, изгнали из Москвы интервентов, восстановили прочную власть, не позволили захватчикам разрушить, ослабить свое государство и единство российской нации…

Народ сам решил судьбу России, отстоял ее независимость, очистил от распрей, междоусобиц, самозванцев, восстановил законную власть, открыл дорогу становлению могущественной и суверенной державы».

Не было бы подвига Минина и Пожарского, не было бы героического Нижегородского ополчения, могло не быть и России. А значит и нас с вами.

И это все мы должны помнить не только 4 ноября – в День народного единства.
Made on
Tilda