Как Нижний Новгород Россию спасал
3 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Ярославское стояние
Длительное стояние в Ярославле многие современники и поколения историков ставили в вину Минину и Пожарскому. Так, Авраамий Палицын, посетивший руководителей Второго ополчения в конце июня - начале июля 1612 года, оставил в своем «Сказании» весьма нелицеприятный отзыв о том, что в эти месяцы происходило в Ярославле. Прохлаждались, мол, вдали от столицы, тогда как страна стонала под гнетом иноземных захватчиков.

Известный русский историк Николай Иванович Костомаров, который лидеров Нижегородского ополчения явно недолюбливал, объяснял долгое ярославское стояние тем, что «Пожарский не имел таких качеств, которые бы внушали к нему всеобщее повиновение. Его мало слушали: в ярославском ополчении была безладица, происходили даже драки. Сам князь Пожарский сознавался в своей неспособности».

Но следует подчеркнуть, что у Нижегородского ополчения были более чем веские причины не спешить в Москву.

Переворот в таборах в пользу Лжедмитрия III смешал все планы. Пожарский не мог выступить к столице, пока там распоряжались сторонники самозванца, которые считали всех, не признававших «царя Дмитрия», государевыми изменниками. В этих условиях Второму ополчению при приближении к Москве предстояла война с Первым. Пожарский сам в июне напишет, что «из Ярославля хотели со всеми людьми идти под Москву», да помешала присяга подмосковных воевод псковскому самозванцу. Свою миссию Минин и Пожарский видели даже не в освобождении столицы, а в очищении земли, причем не только от поляков, а от всех врагов порядка.

Кроме того, невозможно было идти на юг, когда враги контролировали север. Объявившие войну ополчению казаки заняли Углич и Пошехонье, осуществляли рейды по северным уездам, шведы стояли в Новгороде и Тихвине. Нельзя было оставлять в тылу этих противников. Платонов справедливо оправдывал Минина и Пожарского тем, что «ведь нужно было еще устроить и обеспечить войско, достигнуть нейтралитета со стороны шведов, которые могли угрожать с тылу, и очистить северный край от казачьих шаек, с которыми пришлось много сражаться».

А Валишевский замечал, что, вполне возможно, Пожарский «сомневался в своих силах, чтобы одновременно сражаться с поляками, казаками и шведами… Пожарскому приходилось хлопотать одновременно и о пополнении своих сил и о разделении сил противников. Но он не торопился и потому, что в этой стране никогда не было обычая спешить… Волею судеб он всегда выигрывал драгоценное время, когда казалось, что он его тратит».

Да и под Москвой не происходило в это время ничего такого, что требовало бы экстренного военного выступления. Польский гарнизон опять голодал, что само по себе приближало победу.

Ходкевич с небольшим отрядом обосновался поближе к Смоленской дороге - в селе Федоровском, недалеко от Волоколамска. Сколько бы продовольствия ни отбирали у людей фуражиры, им редко удавалось доставить его в Москву. В начале марта из Федоровского был отправлен большой санный обоз с продовольствием под охраной трехсот солдат и обозной прислуги. Но он едва ли не сразу был разграблен партизанами-шишами, а остатки отряда ни с чем вернулись в Федоровское. Заменить польских солдат, желавших оставить тяжелую службу в Кремле, было некем.



Пожарский предпочел не дислоцировать ополчение внутри городских стен, чтобы на разлагать воинство соблазнами городской жизни и не оказаться в тягость для ярославцев. Перед стенами земляного города были устроены таборы - по казачьему образцу. «Ярославцы потом так и называли это место, - замечает Селезнев. - А улица, долгое время здесь существовавшая, именовалась Таборской. Ныне это район площади Октябрьской (около Октябрьского автомобильного моста через Волгу)».

Именно в Ярославле дело организации ополчения было поставлено основательно и без спешки, которая отличала деяния Первого ополчения. Прежде всего, продолжилось формирование нового представительного органа власти - «Совета всея земли».

Как подчеркивал Платонов, «князь с "товарищами" управлял не только ополчением, но и всей землей, как это было и в Первом ополчении. Пожарский принимал челобитные, давал тарханные и жалованные грамоты монастырям, делал постройки в городах, давал льготы разоренным, назначал денежные сборы на ратное дело, но все это он делал "по совету всей земли", "по указу всей земли". Всякий, кто сколько-нибудь знаком с древними актами, поймет, что термином "земля" наши предки обозначали не что иное, как земский собор. Стало быть, соборное начало уважалось в войске Пожарского, чего не было в рати Ляпунова и Заруцкого, где воеводы действовали одним своим именем».

Таким образом, в Ярославле «Совет всея земли» стал, по сути, играть роль постоянно действующего Земского собора – учреждения с законосовещательными функциями. Указание на существование Собора около Пожарского мы видим в грамоте от 7 апреля: он просит города прислать ему выборных «для царского обирания» и для совета о дипломатических и государственных делах.

«Бояре и окольничие, и Дмитрий Пожарский, и стольники, и дворяне большие, и стряпчие, и жильцы, и головы, и дворяне, и дети боярские всех городов, и Казанского государства князья, мурзы и татары, и разных городов стрельцы, пушкари и всякие служилые и жилецкие люди челом бьют. По умножению грехов всего православного христианства, Бог навел неутолимый гнев на землю нашу: в первых прекратил благородный корень царского поколения».

Далее следовали перечисления бедствий Смутного времени и делались недвусмысленные выводы: «Из-под Москвы князь Дмитрий Трубецкой да Иван Заруцкий, и атаманы и козаки к нам и по всем городам писали, что они целовали крест без совета всей земли государя не выбирать, псковскому вору, Марине и сыну ее не служить, а теперь целовали крест вору Сидорке, желая бояр, дворян и всех лучших людей побить, именье их разграбить и владеть по своему воровскому козацкому обычаю. Как сатана омрачил очи их! При них калужский их царь убит и безглавен лежал всем напоказ шесть недель, об этом они из Калуги в Москву и по всем городам писали! Теперь мы, все православные христиане, общим советом согласились со всею землею, обет Богу и души свои дали на том, что нам их воровскому царю Сидорке и Марине с сыном не служить и против польских и литовских людей стоять в крепости неподвижно.

И вам, господа, пожаловать, советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быть небезгосударным, выбрать бы нам общим советом государя, чтоб от таких находящих бед без государя Московское государство до конца не разорилось. Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских, литовских и немецких людей и русских воров, которые новую кровь начинают, стоять? И как нам без государя о великих государственных и земских делах с окрестными государями ссылаться? И как государству нашему вперед стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать к нам в Ярославль из всяких чинов людей человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками. Да отписать бы вам от себя под Москву в полки, чтоб они от вора Сидорки отстали, и с нами и со всею землею розни не чинили.

В Нижнем Новгороде гости и все земские посадские люди, не пощадя своего именья, дворян и детей боярских снабдили денежным жалованьем, а теперь изо всех городов приезжают к нам служилые люди, бьют челом всей земле о жалованье, а дать им нечего. Так вам бы, господа, прислать к нам в Ярославль денежную казну ратным людям на жалованье».

В этой грамоте, как видим, была сформулирована и политическая программа Второго ополчения: борьба против интервентов, освобождение Москвы, созыв Земского собора и решение на нем вопроса о престолонаследии. В обоснование этой программы была выработана применимая на все времена формула русского патриотизма: «чтоб нам всем единокупно за свою Веру и за Отечество против врагов своих безсумненною верою стояти».

Своеобразный Земский собор слагался из трех частей - Освященного собора Русской Церкви, подающего свой голос отдельно от других групп; Боярской думы как руководящего органа; земских людей, представлявших различные группы населения. Руководители ополчения старались расширить состав Совета, сделать его более представительным. И он пополнялся представителями духовенства, городовых дворян и детей боярских, служилых людей по прибору, посадских людей, черносошных и дворцовых крестьян. В составе ярославского Земского собора было больше знати и посадских представителей, чем в составе подмосковного. Его состав по состоянию на 7 апреля частично известен из 48 подписей под приведенной выше грамотой.

Во главе своего рода Освященного собора оказался старший иерарх на освобожденных территориях - ростовский митрополит Кирилл. «Была в начальниках и во всяких людях в Ярославле смута великая, прибегнуть не к кому и рассудить некому, - читаем в "Новом летописце". – Они же, посоветовавшись, послали в Троицкий монастырь к бывшему митрополиту ростовскому Кириллу и молили его, чтобы он был на прежнем своем престоле в Ростове. Он же не презрел их челобития, пошел в Ростов, а из Ростова пришел в Ярославль и людей Божьих укреплял, и которая ссора возникнет, начальники во всем докладывали ему». Правда, ни в одной грамоте ярославского периода ополчения нет подписи лиц духовного сана.

Что касается Боярской думы в Ярославле, то в ее составе действительно было несколько реальных бояр. Василий Петрович Морозов, который ранее состоял воеводой в Мценске, а в декабре 1607 года за участие в битвах с Болотниковым и переговорах с польскими послами получил звание боярина от Василия Шуйского. Боярин князь Владимир Тимофеевич Долгорукий – человек, близкий к царю Василию, получивший от него чин боярина, минуя чин окольничего, он служил ратным воеводой в Пскове и Новгороде. Князь Андрей Петрович Куракин, пожалованный боярским чином, работал во владимирском судном приказе. Окольничий Семен Васильевич Головин был шурином воеводы князя Скопина-Шуйского.

Родственники Куракина и Головина входили в Семибоярщину, а сам Владимир Долгорукий сидел в Кремле с «литвой» до марта 1611 года. Членами Совета в Ярославле станут князь Никита Одоевский, князь Петр Пронский, князь Иван Черкасский, Борис Салтыков, князь Иван Троекуров, князь Дмитрий Черкасский, братья Шереметевы и другие.

Среди тех, кто подписывал грамоты, - Василий Бутурлин-Граня, бывший нижегородский воевода Алексей Львов, наиболее авторитетные дьяки, такие представители купечества, как крупные ярославские предприниматели Григорий Никитников и Степан Лыткин.

Второе земское правительство включало и некоторых руководителей Первого. По сообщению Болтина, «многие боярские дети и стольники и стряпчие и дворяне и дети боярские и дьяки и подьячие и торговые добрые люди, видя что под Москвою у казаков учело делаться воровство, целовали крест Псковскому вору Матюшке», прибежали «испод Москвы из полков» в Ярославль. Прямо из лагеря Трубецкого-Заруцкого явились в Ярославль воеводы Мирон Вельяминов и Исаак Погожий со многими детьми боярскими, подьячими и даже торговыми «добрыми людьми», не желавшими целовать крест третьему Лжедмитрию.

Наплыв знати, которая не забыла о своем унижении в подмосковном Совете и домогалась особого положения в новом ярославском Совете, создавал немалые проблемы и противоречия. Прежде всего, для лидеров Второго ополчения, которые проявляли чудеса дипломатии.

Важнейшей особенностью Нижегородского ополчения было то, что его руководители в лице Минина и Пожарского – в отличие от Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого - не претендовали на диктаторские полномочия.

Под текстом соборной грамоты князь Дмитрий приложил руку десятым, признав тем самым местническое превосходство девяти других более знатных бояр и стольников. Перед вождем ополчения поставили свои подписи боярин Морозов, боярин князь Владимир Долгорукий, окольничий Головин, князь Иван Никитич Одоевский, князь Пронский, князь Волконский, Матвей Плещеев, князь Львов, Мирон Вельяминов. И лишь потом Пожарский. На 15-м месте: «В выборного человека всею землею, в Козьмино место Минина князь Дмитрий Пожарский руку приложил».

Сдержанность Пожарского успокаивала знать, но не укрепляла позиций самого лидера движения. В апреле «Совет земли» разработал план крупного наступления против казаков и поляков. И тут выяснилось, что знать и слышать не хотела о службе под началом неродословного стольника Пожарского. Поэтому Совет поручил руководить операцией воеводе князю Дмитрию Черкасскому, который долгое время пребывал в тушинском лагере, затем перешел к полякам и только потом оказался в земском ополчении. Но при этом он занимал высокое местническое положение. И, предложив Черкасскому это пост, Совет окончательно перетянул его из подмосковного лагеря на ярославскую службу.

Серьезные распри вспыхнули после того, как в Ярославль наконец прибыла казанская рать. В качестве ветеранов движения казанцы в главе с Биркиным рассчитывали занять руководящее место. «В Нижнем Биркин был заметной фигурой среди сподвижников Пожарского, - писал Скрынников. - В Ярославле не только Биркин, но и сам Пожарский затерялся в толпе бояр и знатных дворян. Когда Биркин явился в Совет и от имени казанцев потребовал себе прежнюю должность, бояре и воеводы прервали его на полуслове. Будь то обычная местническая тяжба, спор не вышел бы из стен приказной избы. Но затронутыми оказались более глубокие интересы. За Биркина заступились казанцы, а также хорошо знавшие его смоленские дворяне и нижегородские стрельцы. Против него объединились бояре и дворяне. Раздор едва не привел к кровопролитию». О конфликте Биркин сразу же сообщил в Казань, откуда последовал приказ отряду казанцев вернуться. «Новый летописец» зафиксировал: «Казанские же люди по приказу Никанора Шульгина пришли в Ярославль и назад пошли, никакой помощи не дали, лишь многую пакость земле сотворили, и на обратном пути так же. Немногие же казанцы остались: голова Лукьян Мясной, да с ним двадцать человек князей и мурз, да дворян тридцать человек, да голова стрелецкий Постник Неелов, да с ним сто человек стрельцов».



Власть «Совета всея земли» признали замосковный край, понизовые и поморские города. Это позволило ему стать своего рода временным правительством России. В течение короткого времени Минин и Пожарский заново организовали систему управления обширной территорией, отказавшейся признать власть Лжедмитрия III.

Минин стал душой нового правительства. В Ярославле он обзавелся собственной печатью как «Выборный всею землею человек». Пожарский же теперь именовался «по избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский».

Во время ярославского стояния земские люди учредили новый герб. Поскольку, начиная с Отрепьева, самозванцы неизменно выступали под знаменами с двуглавым орлом, Второе ополчение избрало другую эмблему - льва. На большой земской печати было изображение «двух львов стоячих», а на меньшей дворцовой печати - «льва одинокого».

Для дипломатической переписки Пожарский заказал печатку с собственным гербом: два льва, которые поддерживали геральдический щит с изображением ворона, клюющего вражескую голову, а под щитом - поверженный змей. По краю шла подпись: «Стольник и воевода и князь Дмитрий Михайлович Пожарсково Стародубсково». Родовое прозвище далеких предков - удельных князей Стародубских - понадобилось для защиты от постоянных проблем с «худородством».

Личная печать Дмитрия Пожарского
Главной святыней Нижегородского ополчения являлась знаменитая Казанская икона Божией Матери. Минин и Пожарский были глубоко верующими людьми, много и усердно молились по обычаю тех времен. Чудотворную икону Казанской Богоматери обрели в Ярославле. Она сопровождала казанское войско, когда оно шло еще в Первое ополчение. Когда в Ярославле оказался казанский соборный протопоп, возвращавшийся с этой иконой домой, Пожарский и его соратники попросили оставить икону в войске, а взамен заказали еще один список.

Совет решал такие вопросы, как снабжение ополчения и пополнение его бюджета, выплата жалованья ратным людям, мобилизация военных сил, укрепление обороноспособности городов, кадровые назначения, регулирование государственной службы и земельных споров, разбор жалоб населения, местное управление.

Был создан и эффективный исполнительный, приказной аппарат, который функционировал вплоть до избрания на царство Михаила Романова. За весну-лето в Ярославле возникло не менее десяти приказов, в которых служили 12-16 дьяков и 15 подьячих.

В Ярославле действовали свои Посольский и Поместный приказы, Казанский дворец, Судная изба. Воеводы производили смотр вновь прибывшим дворянам и стрельцам, определяли им жалованье под письменное обязательство службу служить и со службы не сбегать. Все должностные назначения проходили через Разрядный приказ.

Поместный приказ приступил к раздаче земель оскудевшим дворянам. Отменялись некоторые прежние земельные пожалования, выпрошенные у Сигизмунда или даже полученные от Первого ополчения.

В Ярославле Минин поначалу призвал местных купцов и попросил вносить средства на освобождение Москвы. Но те не вняли призывам. Собравшись в земской избе, «лучшие люди» Ярославля едва не учинили расправу над самим Мининым. Среди них были ярославский купец и земский староста Григорий Леонтьевич Никитников, а также крупные купцы Степан Лыткин и Надей Светешников, которые не совсем понимали, по какому праву такой же земский староста и посадский человек пришел хозяйничать в Ярославль. Никитников и Лыткин заявили, что их приказчики уже внесли деньги в казну ополчения в Нижнем Новгороде. Прения в земской избе затягивались. Тогда Минин показал, что с ним шутки плохи: он послал за стрельцами, которые арестовали Никитникова и прочих гостей и отвели в воеводскую избу к Пожарскому. Перед воеводами и приказными Минин объявил вину купцов и потребовал лишить их всего имущества. Пожарский поддержал коллегу. Деловой элите Ярославля осталось лишь пасть на колени. Этот эпизод не помешает ей потом заседать в «Совете всея земли».

Затем в Ярославле заработали приказы по сбору налогов. Финансово-хозяйственными делами занимались Приказ Большого дворца, Казна, Галицкая четверть (в ней подвизался ближайший соратник Минина и Пожарского нижегородский дьяк Василий Юдин), Новгородская и Нижегородская четверть. Приступая к сбору средств в той или иной волости, Совет приглашал волостных старост, целовальников и лучших людей «для земского совета». В обычных условиях требовалось много времени для описания земель. Минин сделал это в считанные дни, разослав дозорщиков в Суздаль, Кинешму и Торжок, чтобы выяснить реальные возможности налогоплательщиков.

Средства выискивали повсюду. Казна ополчения пополнялась не только чрезвычайными сборами, но и пошлинами, взимавшимися при выдаче грамот, подтверждавших права на земельные владения и полученные ранее льготы.

Особое внимание уделялось богатым обителям, которыми занялся Монастырский приказ под руководством судьи Тимофея Витовтова, человека безупречной репутации. Соловецкий монастырь согласился ссудить земскую власть деньгами, но выразил сомнение по поводу полномочий нечиновного человека Минина, потребовав, чтобы Пожарский сам расписался на заемном письме.

Продолжались и обращения за займами к частным лицам. Купцы и солепромышленники Строгановы дали ополчению в долг четыре тысячи рублей. Минин договорился о займе также с тремя московскими и четырьмя ярославскими купцами - еще тысяча рублей. Кузьма обязался возместить деньги, когда нижегородские денежные доходы «в сборе будут».

Из городов в Ярославль везли и добровольные пожертвования, причем не только в виде денег, но и утвари, серебряных изделий. Минин моментально оценил ситуацию и организовал в городе Денежный двор. Мастера наладили переплавку серебра и чеканку полноценной и вполне доброкачественной монеты. Она быстро завоевала популярность у населения и способствовала быстрому росту авторитета Второго ополчения. На серебряных ярославских монетах-копейках чеканилось изображение всадника с копьем и имя последнего, всеми признаваемого законного царя Федора Иоанновича.

Опираясь на поддержку соборных чинов и земли, Минин и Пожарский энергично формировали отряды ополчения, пополняли дворянскую конницу, набирали горожан на стрелецкую службу и крестьян - на посошную.

В апреле пришел царевич Арслан, внук знаменитого хана Кучума, с сибирскими татарами, казаками и стрельцами. Из Романова (Тутаева) привел живших там со времен Ивана Грозного татар мурза Барай Кутумов. «Примечательно, что, судя по тексту сохранившихся грамот, инициаторы созыва ополчения избегали националистических лозунгов: преобладало понятие "вся земля", а русское православное население не противопоставлялось другим подданным Русского государства, - подчеркивают Кузнецов и Морохин. - В конечном счете, это обстоятельство обеспечило поддержку Минину и Пожарскому мусульман и служилых иноземцев, воевавших в составе ополчения».

С воеводой Петром Мансуровым явились вологодцы и галичане. К концу апреля собрались в Ярославле служилые люди из Твери, Кашина, Углича, Торжка, Старицы, Ржева, Зубцова, Можайска, крепости Белой. В составе ополчения были также дети боярские из Луха, Клина, Дмитрова, татары касимовские, темниковские, кадомские, алатырские и шацкие.

На сторону Второго ополчения перешли и 17 казачьих атаманов со своими отрядами. «Отъезд казаков из подмосковных таборов в Ярославль оказал немалое влияние на исход самозванческой авантюры. Пожарский стремился установить сотрудничество со всеми, от кого можно было ждать серьезной помощи. Он охотно принял под свою команду ротмистра Хмелевского с поляками. В дальнейшем они оказали большие услуги освободительному движению», - замечал Скрынников.

Однако Пожарский забил тревогу, когда в Ярославль явился гонец от капитана Маржерета. Еще осенью 1611 года француз-кондотьер уехал в Голландию, а затем в Англию, где увлек рассказами о сказочно прибыльной службе в России группу подданных британской и австрийской короны. Маржерет предлагал их услуги тем, кто готов будет платить. Но князь Пожарский не забыл о его кровавых подвигах при подавлении Московского восстания. Вопрос о найме солдат был передан на рассмотрение Собора, который отклонил предложение Маржерета с недвусмысленной формулировкой: «Наемные ратные немецкие люди нам не надобны: немцам найму дать нечего, да и верить им нельзя».

«Совет земли» стал и центром управления обширным краем, где он заявлял себя верховной властью. Замосковные, волжские и поморские посады посылали в Ярославль свои военные силы, запрашивали к себе воевод с подкреплениями. При этом на территории этого края князю Пожарскому пришлось открывать целый фронт против казаков и поляков.

К северу от Ярославля, в Пошехонье, стоял пришедший из-под Москвы Василий Толстой. На западе - Углич был занят казаками, а «в Онтонове монастыре» расположились черкасы, один из отрядов Ходкевича. По совету «со всею ратью и со властьми и с посадцкими людьми» решено было прогнать этих врагов.

Чтобы очистить путь на север и в Поморье, князь Дмитрий направил в Пошехонье Лопату-Пожарского, который разбил находившихся там казаков и склонил на сторону Второго ополчения кашинского воеводу князя Дмитрия Черкасского.

Затем воеводы Второго ополчения во главе с князем Черкасским собрались в Кашине, откуда двинулись под Углич. Переход четырех казацких атаманов на сторону земских воевод решил дело: казаки были разбиты.

В мае жители Переславля-Залесского обратились к руководителям ополчения с просьбой защитить их от притеснений Заруцкого. Посланный из Ярославля Иван Федорович Наумов прогнал оттуда казаков и укрепился в этом весьма важном для ополчения городе, который не миновать на пути из Ярославля в Москву.

Пожарский рассылал воинов в разные стороны — в Тверь, Владимир, Ростов, Касимов. Они взяли под контроль дороги, связывавшие Ярославль с севером. Поморье и северные города стали базой снабжения Второго ополчения.

К концу весны, когда дороги стали проезжими, земские ратные люди начали готовиться к долгожданному походу на Москву. Но возникли обстоятельства непреодолимой силы, столь хорошо нам известные сейчас, в 2020 году, - в Ярославле началась «моровая язва». Скученность ратных людей способствовала быстрому распространению эпидемии. С середины мая умерших уже не успевали хоронить. Многие дворяне поспешили уехать в свои поместья. Пожарский предложил духовным чинам провести крестный ход, и утром 24 мая князь во главе процессии прошел от главного собора к предместьям и обошел городские стены. Эпидемия вскоре затихла.
Made on
Tilda