Как Нижний Новгород Россию спасал
3 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Выборный человек всея земли
Грамота патриарха Гермогена была получена в Нижнем Новгороде накануне нового года, который начинался 1 сентября. В это время обычно происходили ежегодные выборы должностных лиц городского самоуправления. Среди них важное место занимала должность земского старосты.

Выборы 1611 года принесли победу Кузьме Минину.

Кузьма Минин. Гравюра начала XIX века
Удивительно, но мы исключительно мало знаем об одном из главных героев России, памятник которому стоит на центральной площади страны.

Когда в 1916 году в Нижнем Новгороде отмечалась трехсотлетняя годовщина смерти «выборного человека всея земли», нижегородский губернатор Алексей Федорович Гирс (он скончается в Париже только в 1958 году) сообщил председателю Императорского Русского исторического общества великому князю Николаю Михайловичу (его расстреляют в Петропавловской крепости в 1919 году):

- По историческим справкам оказывается, что нет положительных сведений ни о годе рождения знаменитого героя, ни даже о том, где родился он.

С тех пор историческая наука в этом вопросе если и продвинулась вперед, то не слишком далеко.

Скрынников, который знал все о Смутном времени, признавался: «Никто не может сказать, когда родился Кузьма Минин. Никто не может обрисовать его черты и приметы. О нижегородском старосте документы упоминают впервые в тот момент, когда он приступил к сбору казны на народное ополчение».

Владимир Андреевич Кучкин из Института российской истории РАН, великолепно зная русское Средневековье, пишет: «Биографические сведения об одном из самых примечательных деятелей русской истории XVII в. - «выборном человеке всего Московского государства» Кузьме Минине - скудны и малочисленны. О Минине охотно рассказывают позднейшие народные предания и легенды, он обязательно упоминается в сказаниях современников о Смутном времени, но крайне редко - в документах той бурной эпохи».

Кузнецов и Морохин, которые прекрасно изучили нижегородские древности, констатируют: «Реконструкция полной биографии народного героя на сегодняшний день невозможна, как и сто, и двести лет тому назад, ввиду отсутствия источников. По этой же причине биография Кузьмы Минина полна невыясненных вопросов и спорных моментов».

«Однако о происхождении Минина нам известно до обидного мало… Нигде нет упоминаний о месте его рождения, о его предках, и вообще отсутствуют сведения о его жизни до 1611 г., когда он призвал нижегородцев собирать ополчение», - соглашается не менее информированный в этом вопросе профессор Селезнев.

На протяжении длительного времени считалось, что фамилия героя Минин-Сухорук. Так его называл более чем солидный историк Сергей Соловьев. Известна пьеса Александра Николаевича Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук». Но уже Александр Яковлевич Садовский, много лет возглавлявший Нижегородскую губернскую учетную архивную комиссию, доказывал, что Козьма Захарьев Минин-Сухорук и Кузьма Минин - два разных исторических лица.

В принципе, существуют две версии происхождения Минина – нижегородская и балахнинская.

Версия о рождении Минина в Балахне в настоящее время является, пожалуй, более распространенной. Первое упоминание предания о балахнинском происхождении Кузьмы Минина содержалось еще у известного писателя XIX века нижегородца Павла Ивановича Мельникова-Печерского: «В Балахне утверждают, что Козьма Минин был Балахонец и что потомки его родственников до сих пор существуют в этом городе, как фамилии Мининых. Об этом несколько раз говорили и печатно». Но сам Мельников-Печерский балахнинскую версию отвергал.

Уже в XX веке нижегородский историк Игорь Александрович Кирьянов на основе множества косвенных данных предположил, что отцом Кузьмы Минина был богатый балахнинский солепромышленник Мина Анкудинов. Кирьянов, сославшись на «давнее нижегородское предание, связывающее фамилию Мининых с Балахной», обратился к установлению степени родства упоминаемых в переписной книге Балахны Мининых. И выяснил, что имена многих из них совпадают с именами рода Кузьмы Минина, которые были занесены в середине XVII века в синодик нижегородского Архангельского собора.

Кучкин полагает, что лучшим подтверждением связи Мининых с Балахной является замечание в грамоте от 31 октября 1616 года, согласно которому братья Кузьмы Минина «приезжая, живут в Нижнем», то есть постоянно проживали поблизости от города.

Скрынников соглашался: «Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны – небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. В России в то время фамилии едва лишь входили в обиход и еще оставались уделом избранных, принадлежавших к верхам общества. Простонародью заменой фамилии служило отчество. Деда Кузьмы звали Анкудином (или Акиндином), отца – Миной Анкудиновым. Самого же Кузьму величали всю жизнь Мининым, а под конец уважительно – Кузьмой Миничем… В конце царствования Грозного Мина Анкудинов числился одним из совладельцев соляной шахты (трубы) "Каменка"».

Если выводы этих исследователей родословной Минина верны, то герой России был внуком Акиндина Власова и сыном Мины Акиндинова (или Анкудинова). У Акиндина был брат Коска (видимо, Константин) Власьевич. У Мины было два брата - Федор и Иоанн Акиндиновичи.

Мина Анкудинов владел в Балахне дворами, крупной солеварней, тремя деревнями с пашнями и работниками, лесными и луговыми угодьями. «Очевидно, что богатство Мины Анкудинова, его сыновей, внуков и правнуков складывалось разными путями. Они извлекали прибыль из солеварения, скупали городские земельные участки, торговали рыбой и мясом, владели сельскохозяйственными угодьями, а некоторое время - даже деревнями, имели подневольных людей», - писал Кучкин.

Эта версия подтверждается и тем, что и после 1612 года в Балахне продолжает тянуться мининский след. Например, любопытно, что одна из соляных скважин там окажется в общем владении Федора Минина, родственника Мины Анкудинова, и князя Дмитрия Пожарского. Переписная книга 1674-1676 годов зафиксировала, что там жили два внучатых племянника Кузьмы - Иван и Петр Ивановы дети Минина.

Версия о том, что Кузьма Минин родился в Нижнем Новгороде, основана на свидетельствах документов, в которых он называется нижегородцем. Так, в «Повести достоверной о победах Московского государства», а это одно из самых ранних литературных произведений о Смуте, читаем: «Был же в 1612 году в Нижнем Новгороде некий муж добродетельный и очень рассудительный, по имени Козьма Минин, посадскими людьми выбранный земским старостой в Нижнем Новгороде».

Кузнецов и Морохин в недавней биографии Минина заключают: «Запись в синодике Печерского Вознесенского монастыря, где обозначен "род Козмы Минина нижегородца", позволяет говорить о том, что происходил Минин родом из Нижнего Новгорода». Добавляют и такой факт: «В "Сказании Авраамия Палицына" Минин назван человеком "ис посадских людей". Также "посацким человеком" именует Минина и автор "Нижегородского летописца"».

Нижегородской версии придерживается и Федор Селезнев, который утверждает: «По преданию родители Минина жили в слободке Благовещенского монастыря. Она располагалась выше монастыря, на горе, которую в народе зовут "Гребешком". Тогда это была самая окраина города. Здесь селились те, кто недавно приехал в Нижний Новгород из других мест. Видимо, к их числу принадлежал и отец Минина. По одной из легенд, он вместе с двенадцатилетним Кузьмой явился в Нижний из Новгорода Великого».

Что же касается версии о том, что Минин родился в Балахне, то, отмечает Селезнев, «недавние исследования Б. М. Пудалова и С. В. Сироткина показали, что в достоверности этой догадки имеются большие сомнения и, скорее всего, Мина Анкудинов не родственник Кузьмы Минина. Впрочем, это не означает, что отец Минина не мог быть балахнинцем. Дело в том, что в Балахне имелась Ильинская церковь с приделом святого Мины, и имя названного великомученика в этом городе было достаточно распространено. Поэтому вполне вероятно, что не Анкудинов, а какой-то другой Мина из Балахны в конце XVI или начале XVII века с семьей перебрался в Нижний Новгород».

Обе версии о месте рождения Минина выглядят правдоподобными, за обеими стоят имена авторитетных исследователей. Однако верной может быть только одна из них: он не мог появиться на свет одновременно в двух местах. Окончательный ответ дадут историки будущего. Или не дадут.

Тот факт, что достоверные данные о времени и месте рождения Кузьмы Минина просто отсутствуют, вполне объясним: в XVI — XVII веках церковные записные книги еще не вели, учитывали родословные только тех людей, которые были на «государевой службе». А историки озаботились биографией Минина только через пару с лишним веков после его кончины.

Оценки даты рождения начинаются с 1570 года и заканчиваются 1580-м.

Мать, похоже, звали Доминикой. У Кузьмы была родная сестра Софья (мирское имя неизвестно), которая в апреле 1654 года значилась монахиней московского Зачатьевского монастыря. У него также были братья. Достоверно известно лишь об одном из них – Сергее. В Писцовой книге 1621-1622 годов значились еще трое Мининых - посадские люди Бессон, Григорий и Тихон, которых считают братьями народного героя. Причем Тихон владел большим соляным амбаром, что могло указывать на связь с Балахной.

Кузьма Минин был женат. Супругу звали Татьяна Семеновна, ее происхождение, время и место рождения неизвестны. Никто также не знает, сколько детей она родила. До взрослого возраста дожил один сын – Мефодий, в обиходе - Нефед.

Если отцом Кузьмы был Мина Анкудинов, то тогда, очевидно, ему как младшему сыну не досталось места в семейном бизнесе. «Кузьма Минин не получил доли в соляных промыслах, и ему пришлось искать свой путь в жизни, - утверждал Скрынников в двойной биографии Минина и Пожарского в серии "Жизнь замечательных людей". - В юности он не раз сопровождал отца в его поездках в Нижний Новгород, где близко познакомился с торговым делом. После раздела имущества с братьями Кузьма получил свою долю наследства и перебрался в уездный центр. Здесь он купил себе двор, завел лавку и занялся мясной торговлей… Приходилось объезжать деревни, закупать скот, перегонять его в город, там забивать».

В отношении профессии Минина разногласий меньше, хотя и тут современники по-разному определяли профессиональные занятия будущего народного героя. Большинство из них прямо именуют Минина мясником или «говядарем». «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства» называет Минина «купец коровей», а автор «Пискаревского летописца» именует «неким торговым человеком от простых людей». Князь Катырев-Ростовский так отзывался о Минине: «Козьма убогою куплею питался, сиречь продавец мясу и рыбе в требование людям».

А Кучкин приходил к выводу: «Торговля мясом и рыбой, на что единогласно указывают его современники, по-видимому, составляла одну и, быть может, не главную сторону его деятельности. В действительности она была разнообразнее и шире».

По сведениям протоиерея Андрея Соколова, в Нижнем Новгороде «он избирается членом Земской избы города, участвуя в распределении и сборе налогов… В зрелые годы Косма Минин был уважаемым человеком, относился к числу зажиточных людей в посадской среде Нижнего Новгорода и отличался исключительной честностью… Еще в 1608 году он дрался с захватчиками и изменниками у Балахны, около села Козино, в Ворсме, Павлове-на-Оке в отрядах воевод Алябьева и Репнина. Весной 1611 года Минин сражался с поляками в Москве - у собора Василия Блаженного, на Сретенке, на Лубянке». Документальных подтверждений этого славного боевого пути нет.

Но Селезнев подтверждает, что «четверо родственников Кузьмы Минина – Яков, Никифор, Трофим и Аввакум – были убиты в годы Смуты. Возможно, они погибли в боях с болотниковцами или тушинцами, осаждавшими Нижний Новгород… Историки полагают, что тогда приобрел свой первый военный опыт и Кузьма Минин. Будущему вождю народного ополчения не помешал биться с врагами даже физический недостаток – сухорукость. (На этот врожденный недуг указывает прозвище Кузьмы Минина – Сухорук, зафиксированное в "Новом летописце")».

Так или иначе, но в 1611 году Кузьма Минин точно жил в Нижнем Новгороде, торговал мясом и чем-то еще и был уважаемым человеком. Иначе его бы точно не избрали старостой.

Земские старосты выбирались торгово-ремесленным населением из собственной среды и играли ключевую роль в местном самоуправлении, занимая третью ступеньку в городской иерархии после воевод и дьяков. В функции старост входило: раскладка и сбор налогов, помощь в организации переписи податного населения, судопроизводство, вопросы благоустройства города, распространение официальной информации.

Селезнев подчеркивает, что «посадские люди всегда были очень внимательны при выборах земского старосты. Ошибка могла дорого обойтись каждому избирателю. Ведь в случае недостачи или хищения расплачиваться пришлось бы всей посадской общине. Следовательно, на должность земского старосты требовалось выдвинуть человека честного и совестливого. Видимо, таким и был Кузьма Минин. А еще он был "смышлен и язычен", отличался глубокой религиозностью и "благим добронравием". Видимо, исходя из всего этого, жители Нижнего посада и совершили свой выбор, сделав Кузьму Минина своим земским старостой (еще один староста был на Верхнем посаде)».

Кузьма Минин по факту стал одной из самых ярких фигур в российской истории, и в этом вовсе нет заслуги историков. «Авторитет Минина как человека высокой честности, высоких патриотических добродетелей утвердился не фантазиями наших современников, а правдивыми свидетельствами его современников, которые были в великом множестве распространены в хронографах в течение всего XVII столетия и не подвергались сомнениям, - подчеркивал Забелин. - … Быть выборным человеком в своем посаде, да еще на должность начальника судных дел – вещь немалая для любой личности; но стать выборным человеком от всей земли на подвиг освобождения Отечества – это тоже не простой звук, а весьма сложная связь жизненных земских отношений, для которых все это дело вовсе не было театральной игрушкой, а требовало последних жертв, последних сил, и потому призывало или должно было призвать к себе людей чистых во всех отношениях и смыслах, крепких, прямых душой и в высокой степени честных, не говоря о разных деловых способностях, какие были надобны уже непреложно. Конечно, если народ нижегородский и весь наш старинный народ в действительности был народ театральный, сценический пейзан, тогда подобные соображения не должны и в голову приходить. Но пока мы будем искренне верить и веровать, что у нашего старинного народа было несравненно больше здравого смысла, чем в написанной нами о нем истории, то придется по необходимости внимательнее взглянуть на то обстоятельство, чем люди руководились, и руководились ли чем-нибудь, когда добровольно, без всякого гнета предержащих властей, избирали и выбирали людей в исполнители своего земского дела».

Забелин обращал внимание на главную черту характера героя: «Минин способен был сильно, до глубины души, оскорбляться общественным злом; не мог он холодно и безучастно смотреть на насильство, которому подверглась вся земля от иноземцев, а еще больше от своих воров».

А вот удивительная по емкости характеристика Платонова: «О Пожарском не было бы разных мнений, если бы, к его невыгоде, ему не пришлось действовать рядом с Мининым, человеком еще более крупным и ярким. По нашему мнению, Кузьма Минин – гениальный человек, с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его, воодушевить им толпу. Его главная заслуга в том, что он сумел дать всеми владевшей идее конкретную жизнь; каждый в то время думал, что надо спасать веру и царство, а Минин первый указал, как надо спасать, и указал не только своими воззваниями в Нижнем, но и всей своей деятельностью, давшей обширному делу организацию покрепче, чем дал ему перед тем Ляпунов. На это надобен был исключительный ум, исключительная натура».
Made on
Tilda