Как Нижний Новгород Россию спасал
3 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Нижегородский ответ
Вот когда в полной мере стал проявляться дух народный. Русские не считали себя побежденными, а свою страну - потерянной. В восточной части страны известия о шведских и польских захватах, повсеместных страданиях, гибели людей вновь усилили национальное движение. Городские «миры» пересылали друг другу грамоты с информацией о происходящем, полученные из Москвы и из других мест, продолжали координировать свои действия. Порой в этих посланиях содержались целые политические программы.

Поволжские города сошлись на том, чтобы им «быть в совете и единении, охранять общественный порядок, не допускать грабежей, не заводить усобиц, не принимать новой администрации, кто бы ее ни назначал, а сохранять свою старую, которой они верят, с казаками не знаться и не заводить сношений».

Платонов подчеркивал: «Можно без конца удивляться той энергии, которую проявляют эти мелкие поместные миры, предоставленные своим силам, той цепкости, с какой они держатся друг за друга, и той самостоятельности, какой отличаются многие из этих мирков. Весь север и северо-восток Руси находились тогда в состоянии какого-то духовного напряжения и просветления, какое является в массах в моменты великих исторических кризисов. С необыкновенной ясностью и простотой во всех грамотах сказывается одна мысль, долго не дававшаяся земщине, а теперь ставшая достоянием всех и каждого: за веру, родину и общественный порядок необходимо бороться всем и бороться не с одной Литвой, но и со всеми теми, кто не сознает этой необходимости, - с казачеством».

Сознавая весь ужас положения страны, стремясь понять, что и как делать, русские люди начинают с того, что «по примеру Нижнего Новгорода постановляют первое единодушное решение – налагают на всю землю пост, чтобы очистить себя от прошлых грехов».

Вот как описывал в «Истории России» этот беспрецедентный акт Сергей Михайлович Соловьев: «Народ был готов встать как один человек; непрерывный ряд смут и бедствий не сокрушил могучих сил юного народа, но очистил общество, привел его к сознанию необходимости пожертвовать всем для спасения веры, угрожаемой врагами внешними, и наряда государственного, которому грозили враги внутренние, воры. Явились признаки сознания о необходимости нравственного очищения жителей для подвига очищения земли от врагов, признаки того, что народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения.

По областям промчалось слово, города переслали друг другу грамоты, где писали, что в Нижнем Новгороде было откровение Божие какому-то благочестивому человеку, именем Григорию; велено ему Божие слово проповедать во всем Российском государстве; говорили, что этот Григорий сподобился страшного видения в полуночи: видел он, как снялась с его дома крыша, и свет великий облистал комнату, куда явились два мужа с проповедию о покаянии, очищении всего государства; во Владимире было также видение. Вследствие этого по совету всей земли Московского государства во всех городах всем православным народом приговорили поститься, от пищи и питья воздержаться три дня даже и с грудными младенцами, и по приговору, по своей воле православные христиане постились: три дня – в понедельник, вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели. Так при господстве религиозного чувства выразилась в народе мысль о необходимости очищения всей земли, отделения себя от настоящего смутного и оскверненного общественным развратом времени».

Первой скрепой будущего Второго ополчения в августе 1611 года стал «приговор», соглашение между казанцами и нижегородцами.

Возвращавшиеся в Нижний Новгород из-под Москвы дворяне, дети боярские и другие служилые люди рассказывали о разорении Москвы, об убийстве Ляпунова, о неоднозначной роли казаков, о судьбе Смоленска и Новгорода. Нижегородцы на собраниях «начаша мыслити, како бы помощь Московскому государству». В августе, после известия об убийстве Ляпунова, Казань, Нижний и ближайшие к ним «поволские и горные, и луговые» города «сослалися» между собою «на том, чтобы... быти всем в совете и в соединенье и за Московское и за Казанское государство стояти, и друг друга не побивати, и не грабити, и дурна ни над кем не учинити».

«Приговор» стал серьезным предостережением не столько для польско-боярской власти, сколько для правительства Заруцкого - Трубецкого. Два города предупредили, что не потерпят смещения воевод, посланных ими для освобождения Москвы, и не признают назначений, произведенных Заруцким и казаками. Посады усомнились в способности Первого ополчения довести до логического завершения дело избрания царя и заявили, что отвергнут любого государя, посаженного казаками без согласия земли. Постановили не пускать к себе казачьи отряды из таборов.

Любомиров справедливо замечал, что уже «в этой программе резко намечены два существенных пункта: очень определенно выраженное враждебное, пока только оборонительного свойства, отношение земщины к казачеству и ставшему почти чисто казачьим подмосковному правительству и настоятельная необходимость для водворения порядка в стране выбрать государя "всею землею"».

Казанцы, сделав совместно с Нижним этот первый шаг, ушли в тень. Нижегородцы же перешли от слов к делу.

Город, как мы знаем, не имел своего епископа и находился в непосредственном ведении патриарха. И нижегородцы вновь обратились за духовным советом к своему пастору - Гермогену. К патриарху были отправлены спецпосланниками те же бесстрашные Роман (Ратман) Пахомов и Родион Мосеев с «советной челобитной». Неизвестно, сколько раз они смотрели смерти в глаза, прежде чем пробрался в Кремль к Гермогену, с которого поляки сорвали святительские ризы и заточили в Чудов монастырь.

Икона священномученика Гермогена (Ермогена), патриарха Московского и всея Руси
Селезнев так представляет их миссию: «Эта вторая поездка в Москву была неизмеримо более опасна, чем предыдущая. Патриарх был заточен в подземелье Чудова монастыря. Правда, постоянной охраны у него не было. Только раз в неделю приходил человек, кидавший ему сноп овса и приносивший немного воды. Однако, чтобы добраться до Чудова монастыря, требовалось преодолеть стены Белого города и Кремля, избежав встречи с вражескими солдатами. Для этого были нужны большая храбрость и недюжинное хладнокровие. Недаром патриарх назвал двух нижегородских посланцев отважными людьми. Наверняка, чтобы попасть в Белый город, они использовали трюк с переодеванием, а в Кремль пробрались по тайному подземному ходу, который был вырыт под Троицкой башней и выходил наружу в Чудовом монастыре. Патриарх, узнав о возможности появления на русском престоле сына Тушинского вора, пришел в чрезвычайное волнение, которое отразилось в его грамоте в Нижний Новгород».

Патриарх однозначно поддержал нижегородский почин. Обращение Святейшего к Нижнему Новгороду явилось, по сути, его политическим завещанием. Гермоген призвал нижегородцев вместе с казанским митрополитом, рязанским владыкой, иерархами других городов сочинить «учительные грамоты» к земским боярам. Гермоген заклинал Мосеева затем доставить эти грамоты в подмосковный лагерь Заруцкого и огласить их, даже если казаки будут угрожать ему смертью. Патриарх, как мог, пытался помешать Заруцкому и казакам посадить на трон очередного самозванца.

«Послание Гермогена 25 августа 1611 года довез до Нижнего Новгорода один Родион Мосеев. Вполне возможно, что его спутник погиб на обратном пути. Думается, что грамота патриарха была оглашена при большом стечении нижегородцев. Наверняка присутствовали воевода Андрей Алябьев, дьяк Василий Семенов, дворяне и дети боярские, служилая литва и немцы, земские старосты, целовальники и другие посадские люди».

Вот что там говорилось дословно: «Благословение архимандритом, и игуменом, и протопопом и всему Святому собору, и воеводам, и дьякам, и дворянам, и детям боярским и всему миру от Патриарха Ермогена Московского и всея Руси мир вам и прощение и разрешение. Да писать бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки к боярам учительную грамоту да и казацкому войску, чтоб они стояли крепко о вере, и боярам бы говорили и атаманам бесстрашно, чтоб они отнюдь на царство проклятого Маринки паньина сына не благословляли, и на Вологду ко властям пишите ж, так же бы писали в полки, да и к рязанскому пишите ж, чтобы в полки так же писал к боярам учительную грамоту, чтоб унял грабеж, корчму, блядню и имели бы чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись души свои положити за пречистый дом и за чудотворцев и за веру, так бы и совершил. Да и во все городы пишите, чтоб из городов писал в полки к боярам и атаманам, что отнюдь Маринкин на царство ненадобен. Проклят от Святого собору и от нас.

Да те бы грамоты с городов собрати к себе в Нижней Новегород, да прислати в полки к боярам и атаманам, а прислати прежних же, коих естя присылали ко мне с советными челобитными бесстрашных людей свияжанина Родиона Мосеева, да Ратмана Пахомова; а им бы в полках говорити бесстрашно, что проклятый отнюдь ненадобе, а хоти буде и постраждете, и в том Бог простит и разрешит в сем веце и в будущем; а в городы же для грамот посылати их же, а велети им говорити моим словом. А вам всем от нас благословенье и разрешенье в сем веце и в будущем, что стоите за веру неподвижно, аз я должен за вас Бога молить».

Грамота Гермогена с нижегородской отпиской 30 августа была доставлена в Казань. Писали нижегородцы, очевидно, и в другие города, писала и Казань. К прежним положениям программы, объединявшей понизовые города, прибавился новый или видоизмененный старый тезис: «отнюдь на царство проклятого паньина Маринкина сына не хотети».

Платонов придавал посланию патриарха едва ли не решающее значение в деле создания Нижегородского ополчения. «Эта грамота, резко направленная против казаков, должна была возбудить против них города еще более, чем они до того были возбуждены. Нижний этой грамотой патриарха был поставлен в центр движения против казаков; раньше других городов узнал он об их дальнейшем, после Ляпунова, "воровстве под Москвой", раньше понял, в каком трудном положении находится Москва и от поляков, и от казаков; не мудрено, что он раньше всех городов поднялся и на освобождение Москвы. Нижний ближе других городов был к патриарху, что если объяснить движения Нижнего и прочих городов на освобождение Москвы влиянием из центра государства, то это движение нужно приписать именно Гермогенову посланию в Нижний, а не тем патриотическим грамотам, которые рассылались из Троицкого монастыря».

Что ж, значение призыва патриарха и его благословения не следует преуменьшать. Как не надо преуменьшать и роль тех патриотических призывов, которые шли из Троице-Сергиевой лавры, где во главе монастырской братии стояла яркая личность – архимандрит Дионисий, умный, нравственный, популярный, любимец Гермогена. Дионисий составил грамоту, призывавшую народ к организованному сопротивлению полякам, которая была размножена переписчиками в его келье и раздавалась среди приезжавших в монастырь паломников.

Митрофорный протоиерей Александр Соколов, который одновременно являлся ярким историком Нижегородского края, подчеркивал: «Однако в 1611 году духовные пастыри дали стране не один, а два различных совета. В грамотах Троице-Сергиева монастыря говорилось, что земщине необходимо соединить свои силы с подмосковным казачеством для совместной борьбы с поляками. Патриарх Гермоген же считал, что следует бороться и с казаками - как врагами Русской земли, причем не меньшими, чем польские захватчики… Однако и братия Троице-Сергиева монастыря, и Патриарх Гермоген одинаково указывали, что сам почин патриотического движения за освобождение Москвы должен идти от земщины, от местных обществ российских городов. В этом состояло единство взглядов духовных отцов России».

Но все же нельзя не заметить, что земское освободительное движение пошло не совсем по тому пути, который указывал патриарх. «Не князья церкви, а посадские люди — нижегородцы стали его руководителями», - замечал Скрынников.

Отряды городов, в том числе и нижегородский, начали покидать Первое ополчение. Впрочем, Заруцкий их особо и не задерживал. Напротив, отмечал Селезнев: «Заруцкий и во всем согласный с ним Трубецкой, сам бывший тушинец, начали отсылать дворян из-под Москвы, щедро наделяя их новыми поместьями из дворцовых сел, черных волостей и монастырских вотчин. Так, дворяне и дети боярские смоляне были отправлены под Арзамас, где им были даны дворцовые села. Дворянские начальники кто уехал сам, а кто был отправлен на воеводство в дальние города. Например, 29 июля 1611 года голову нижегородских дворян М. И. Соловцова назначили воеводой в Ядрин, а Репнина послали воеводой в Свияжск».

И вот «стольники и дворяне и дети боярские городовые испод Москвы розъехались по городам и по домам своим, бояся от Заруцкого и от казаков убойства». Впрочем, «иные у Заруцкова купя, поехали по городом по воеводством и по приказам». К осени все нижегородские отряды вернулись домой.

Первое ополчение рассыпалось, но и польско-боярская власть чувствовала себя крайне неуверенно.

С согласия Гонсевского 10 сентября Михаил Салтыков, Михаил Нагой, Федор Андронов, Георгий Трубецкой, Василий Иванов со свитой и под надежной охраной рискнули проскользнуть из Кремля на Смоленскую дорогу, чтобы отправиться к королю Сигизмунду для прояснения ситуации. Арсений Елассонский рассказывал, что эти великие послы должны были умолять, чтобы «он дал сына своего Владислава в цари Москвы и всей России, дабы умерить царство Русское, или чтобы он прислал большое войско, дабы подчинить себе русские войска в городе, или чтобы он прислал приказ покинуть Москву и всем польским солдатам возвратиться в Польшу к самому королю и каждому восвояси… И они установили время в четыре месяца, чтобы получить верный ответ относительно трех желаний, какое он захочет исполнить».



За Можайском бояре встретили войско Ходкевича, который наконец приблизился к Москве. Тот уже мнил себя хозяином России. Он задержал послов и потребовал, чтобы они от имени Семибоярщины признали своим царем Сигизмунда III. С этим Ходкевич отправил назад в Москву Нагого и Андронова, а прочим послам разрешил продолжать путь. Вслед за боярами в Польшу отправился бывший (при Лжедмитрии I) патриарх Игнатий, которому интервенты собирались передать патриарший сан после низложения Гермогена. Но даже задавленные полковником Гонсевским московские бояре отказалась признать царем Сигизмунда III.

Руководители Первого ополчения узнали о приближении армии Ходкевича и вновь попытались до ее подхода взять внутренние крепости Москвы штурмом. 15 сентября, выдвинув к стенам Китай-города десяток мортир, ополченцы начали артиллерийский обстрел и пошли на штурм. Когда запас ядер у ополченцев подошел к концу, пушки с кремлевских стен открыли по ним смертоносный огонь. Польские роты произвели вылазку и вытеснили русских из Китай-города. Казачьи таборы не смогли помочь, Ян Сапега атаковал их с тыла.

В этой битве за Китай-город обе стороны понесли серьезные потери. Заруцкому не удалось там закрепиться, но его казаки снова заняли Новодевичий монастырь и сомкнули вокруг Москвы кольцо блокады. Моральный дух противника был сильно подорван.

Лишь приход войск Ходкевича спас интервентов. Гетман не сомневался в превосходстве его профессиональной и хорошо вооруженной армии над разношерстным и разрываемым внутренними распрями ополчением. Он рассчитывал быстро разогнать ополченцев и деблокировать Кремль. Но теперь полякам противостоял вооруженный народ.

В конце сентября Ходкевич разбил лагерь к югу от Москвы. Туда же Ян Сапега привел и свое войско. Пройдя мимо Андроньева монастыря, армия гетмана устремилась на штурм казачьего острожка на Яузе, окруженного высоким земляным валом. Солдаты Ходкевича упорно взбирались на вал, но только несли потери под остервенелым встречным огнем. Гетман предпочел протрубить отбой. И здесь Заруцкий перехватил инициативу. Казаки отрезали от основных сил отряд гусарской конницы и загнали его в Яузу, где тяжеловооруженные всадники утонули в трясине вместе с лошадьми. «От страха и ужаса пред русскими все, обратившись в бегство и заблудившись, попали в реку Яузу – река глубокая и болотистая, - все потонули с конями их и с оружием, и никто из них не спасся… Гибель стольких воинов опечалила не только главнокомандующего Карла, но немало огорчила и великого короля, потому что они были не только храбрые и лучшие мужи, но приходились родственниками, детьми благородных», - свидетельствовал Арсений Елассонский.

Это было очень серьезное поражение поляков. Ходкевич не смог избавить кремлевский гарнизон от осады. Наемники уже отказывались повиноваться командирам и угрожали немедленно покинуть Москву.

В этих условиях свое решающее слово сказал Нижний Новгород.

Естественно, возникает вопрос, почему именно он выступил центром кристаллизации сил национального спасения? Не самый большой город, по населению меньше Москвы чуть ли не в сто раз. Город, даже не имевший своего епископа.

Некоторые ответы лежат на поверхности. Прежде всего потому, что и прежде, с начала Смуты Нижний сохранял лояльность законной на тот момент власти и безусловную преданность православию. «Нижний Новгород к мятежникам не присоединялся, стойко выдержав натиск и болотниковцев, и "тушинцев"», - справедливо замечает Селезнев.

Существовало и более приземленное объяснение, которое предлагал Любомиров и которое тоже было правильным: «Нижний сравнительно со многими городами не особенно сильно пострадал за годы Смуты: не подвергался он разорению неприятельскому, не испытал тягостей тушинского управления. В данный момент ему непосредственно не угрожала пока никакая опасность. Но для того, чтобы жить нормальной жизнью, для того, чтобы шире развивать свою торгово-промышленную деятельность, посадское население чувствовало настоятельную потребность в обеспечении безопасности всего государства, в умиротворении страны, в водворении в ней порядка и авторитетного правительства. При том же состоянии анархии, в котором тогда находилась Россия, сравнительное благосостояние жителей Нижнего могло служить приманкой для польских отрядов и казацких шаек».

Но все же нельзя не подчеркнуть и особый нижегородский дух, волю, на которые обратил внимание Иван Забелин. Он справедливо замечал: «Иные наши историки смотрят на историю, как на театральную сцену, где уже заранее известно, что совершится, и где, главное, народ ведет себя так, как написано историками в пьесе: молчит и тупо смотрит, когда должны действовать герои… Но что же нижегородский народ! Этот умный, торговый, промышленный народ, умевший всякому делу дать счет и меру; народ самостоятельный, как сама Волга, на которой он жил и по которой хозяйничал своими промыслами; народ, который во всю Смутную эпоху ни разу не поколебался ни в какую сторону, первый же, в одно время с Ляпуновым и независимо от него, поднялся по призыву патриарха Гермогена; в течение всего времени постоянно сносился с патриархом и на письме, и на словах посредством своих бесстрашных людей, посадского человека свияженина Родиона Мосеева и боярского сына Романа Пахомова, проведывая, что творится в Москве, советуясь, как помочь беде; этот народ, который по своей окраине, во все Смутное время был самым живым побудителем на подвиг ко всякому доброму и прямому делу».

И, конечно, всегда огромное значение в крупных исторических событиях имеют выдающиеся личности. В случае с Нижегородским ополчением на первое место нужно однозначно поставить фигуру Кузьмы Минина.
Made on
Tilda