Иван Егорович Забелин - выдающийся русский археолог и историк, почетный член Императорской академии наук, инициатор создания Исторического музея на Красной площади, подчеркивал: «Первое слово было произнесено патриархом Гермогеном. Оно было сказано в самом Кремле, посреди врагов; оттуда сначала прокрадывалось в города таинственно, раздавалось в городах все громче и громче и затем охватило все умы одним торжественным кликом: стать всем заодно и очистить землю от врагов. Но более ярким двигателем и здесь явился тот же Прокопий Ляпунов. Первые же и независимо от него поднялись нижегородцы (в начале февраля 1611 г.)».
Страна пришла в возбуждении, была готова действовать и смотрела на Гермогена как на своего духовного вождя. По его мановению во имя веры вставала и собиралась земля.
В конце декабря 1610 года Мстиславский и Салтыков добились того, что послушная им Боярская дума утвердила приговор о сдаче Смоленска. На этот счет были изданы грамоты Великому посольству. Грамоты бояре понесли на подпись патриарху. Но Гермоген категорически отказался скрепить боярский приговор своей подписью. По преданию, Салтыков орал на патриарха и угрожал ему ножом. Не помогло.
Салтыков и Андронов жаловались Сигизмунду, что патриарх призывает к себе людей и говорит им: если Владислав не крестится в православную веру и все литовские люди не выйдут из Московской земли, то королевич русским не государь. Об этом патриарх пишет во многие города и встречает поддержку, в том числе от посадских людей в Москве, которые готовы встать против поляков.
Салтыков пришел к нему с боярами и сказал:
- Ты писал, чтобы ратные люди шли к Москве; теперь напиши им, чтобы возвратились назад.
- Напишу, – отвечал Гермоген, – если ты, изменник, вместе с литовскими людьми выйдешь вон из Москвы; если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру, вижу ей поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле пение латинское и не могу терпеть.
Патриарха изолировали в Чудовом монастыре под стражей.
Под Смоленском послы Василий Голицын, Филарет и члены Земского собора отказались подчиняться новыми инструкциями Думы, несмотря на угрозы расправы. Филарет заявил:
- Отправлены мы от патриарха, всего Священного собора, от бояр, от всех чинов и всей земли, а эти грамоты писаны без согласия патриарха и без ведома всей земли: как же нам их слушать?
Василий Голицын из-под Смоленска писал, что Сигизмунд сам намерен занять русский трон, а не прислать в Москву сына. Разоблачения посла и непреклонная позиция Гермогена произвели сильное впечатление на москвичей.
Гонсевский явился в Думу и потребовал самых суровых мер против бунтовщиков и немедленного их усмирения, патриарха – в первую очередь. Боярам были предъявлены грамоты Гермогена с призывами к неповиновению. Патриарх не стал отрицать подлинности перехваченных грамот, но твердо заявил, что непричастен к начавшемуся восстанию, поскольку-де призывал только к посту и молитвам. Он действительно не поддерживал связей с главными центрами земского движения в Рязани и Калуге.
Мстиславский и Гонсевский хотели бы низложить Гермогена. Но не решились на суд над патриархом, который пользовался полной народной поддержкой. Боярская дума сделала вид, что поверила объяснениям патриарха.
Но в действительности Гермоген призывал не только к посту и молитвам. И сносился он не с Ляпуновым и рязанцами, а с Нижним Новгородом. Патриарх пришел к выводу, что борьбу за спасение страны должны возглавить города, которые не участвовали ранее ни в каких воровских выступлениях. «Главным из таких городов был, без сомнения, Нижний Новгород, - указывает Скрынников. - В глубокой тайне патриарх составил обширное послание к нижегородцам. Твердо и безоговорочно Гермоген объявил им, что как первосвященник он отныне освобождает всех русских людей от присяги Владиславу. Глава церкви заклинал нижегородцев не жалеть ни жизни, ни имущества для изгнания из страны неприятеля и защиты своей веры».
В Нижегородском уезде во второй половине 1610 года управляли воеводы стольник князь Репин, Алябьев и Аничков, назначенные еще Шуйским. В 1611 году первым воеводой станет князь Василий Андреевич Звенигородский, посаженный Семибоярщиной и получивший чин окольничего от Сигизмунда. Очевидно, что новый руководитель доверием не пользовался, хотя источники молчат о конфликтах между князем Звенигородским и прежними руководителями, снискавшими себе славу в боях с многочисленными «ворами». И нет никаких сведений о том, что новая власть как-то ограничивала инициативу посадского мира.
К концу 1610-го в Нижнем Новгороде возобновил свою деятельность «Городовой совет». Не известно ни одной грамоты, подписанной только приказной администрацией. Все сохранившиеся документы вновь идут от имени духовенства, воевод и дьяков, «служилых людей по отечеству» и «по прибору» и посадских людей.
В конце декабря нижегородцы отправили к Гермогену «бесстрашных людей», боярского сына Романа (Ратмана) Пахомова и посадского человека Родиона Моcеева. Вот как реконструировал их миссию Селезнев. «Пахомов и Мосеев застали главу Русской церкви в бедственном положении. Весь его двор был разграблен, патриаршие дьяки и подьячие находились под арестом. Гермоген был лишен письменных принадлежностей. Так поляки и русские изменники пытались помешать патриарху рассылать по стране грамоты с призывом к восстанию. Гермоген, не имея возможности отправить с Пахомовым и Мосеевым письменное сообщение, велел передать нижегородцам на словах, чтобы они с жителями других городов собрали войско и шли к Москве на поляков. Когда Пахомов и Мосеев уже уехали, патриарх нашел возможность оформить свой призыв в письменном виде и отправил грамоту в Нижний уже со своими людьми. Но 8 января 1611 года его послание в Нижний Новгород было перехвачено поляками. Ратман Пахомов и Родион Мосеев тоже сильно рисковали, посещая опального патриарха. К счастью, 12 января 1611 года они благополучно вернулись в Нижний и рассказали землякам об устном наказе Гермогена».
Опять города стали переписываться друг с другом, теперь призывая встать за веру православную, вооружиться против грозящих ей гибелью поляков.
В январе 1611 года московский гонец привез в Нижний Новгород повесть о страданиях смолян, а также обращение от имени московских жителей.
Жители волостей смоленских, опустошенных поляками, написали грамоту к братьям своим, к жителям Московского государства: «Мы братья и сродники, потому что от св. купели св. крещением породились». После клушинской битвы некоторые смоленские дворяне, чтобы не расстаться с собственными поместьями, поступили на службу Сигизмунду, не переставая быть в душе патриотами.
А безвестные патриоты, выступавшие от имени всего народа московского, призывали нижегородцев не верить предателю боярину Салтыкову и встать на борьбу с захватчиками. Москвичи хотели показать значение своего города как государственного и религиозного корня: «Здесь образ Божией Матери, вечной Заступницы христианской, который евангелист Лука написал; здесь великие светильники и хранители – Петр, Алексий, Иона чудотворцы, или вам, православным христианам, все это нипочем? Писали нам истину братья наши, и теперь мы сами видим вере христианской перемену в латинство и церквам божиим разорение; о своих же головах что и писать вам много? А у нас святейший Гермоген патриарх прям, как сам пастырь, душу свою за веру христианскую полагает неизменно, и ему все христиане православные последуют, только неявственно стоят».
Нижегородцы растиражировали эти грамоты и разослали их по городам с приложением собственной увещательной грамоты, где говорилось: «Пишем мы к вам, православным христианам, всем народам Московского государства, господам братьям своим, православным христианам. Пишут к нам братья наши, как нам всем православным христианам остальным не погибнуть от врагов православного христианства, литовских людей. Для Бога, судьи живым и мертвым, не презрите бедного и слезного нашего рыдания, будьте с нами заодно против врагов наших и ваших общих; вспомните одно: только в корню основание крепко будет, то и дерево неподвижно; если же корня не будет, то к чему прилепиться?»
Нижний Новгород открыто восстал против поляков. Утвердившись крестным целованьем с соседями-балахонцами (жителями Балахны), нижегородцы стали рассылать призывные грамоты в Кострому, Галич, Вологду, Рязань, предлагая прислать в Нижний «для договору и о добром совете людей добрых изо всех чинов, сколько человек пригоже», а также «собрався с ратными людьми и с нами с окольными городы сослався, стати за православную крестьянскую веру и за Московское государство, на польских и на литовских людей, заодин».
Вот фрагмент из февральской отписки в Вологду: «Прислал к нам святейший Ермоген, патриарх московский и всеа Русии, две грамоты: одну ото всяких московских людей, а другую, что писали из-под Смоленска московские люди к Москве… да приказывал к нам святейший Ермоген патриарх, чтоб нам собрався с окольными и с поволскими городы, однолично идти на польских и на литовских людей, к Москве, вскоре. И мы, по благословенью и по приказу святейшаго Ермогена, патриарха московского и всеа Русии, собрався со всеми людьми из Нижнего и с окольными людьми, идем к Москве; а с нами многие ратные люди розных и окольных и низовых городов, и дворяне, и дети боярские и стрельцы и казаки и всякие служилые многие люди… И вам, бы господа, однолично пожаловати на Вологде и во всем уезде, собрався со всякими ратными людьми, на конях и с лыжами итти со всею службою к нам в сход тотчас, не мотчав, как из Нижнего к вам отпишем… А мы, прося у Бога милости, идем к Москве на Федорове неделе во вторник; а как, господа, пойдете к нам исход, и вам бы взяти с собою [в] поход пороху и свинцу немало».
24 января нижегородцы известили Ляпунова, что по совету всей земли и благословению Гермогена они идут освобождать Москву от богоотступников-бояр и литовских людей. К нижегородцам присоединился и прибывший из Мурома воевода Василий Литвинов-Мосальский с дворянами и казаками.
Ляпунов отвечал им: «Мы, господа, про то ведаем подлинно, что на Москве святейшему Гермогену патриарху и всему Освященному собору и христоименитому народу от богоотступников своих и от польских, литовских людей гонение и теснота большая; мы боярам московским давно отказали и к ним писали, что они, прельстясь на славу века сего, Бога отступили, приложились к западным жестокосердным, на своих овец обратились; а по своему договорному слову и по крестному целованию, на чем им гетман крест целовал, ничего не совершили».
После этого Ляпунов направил в Нижний миссию во главе со своим родственником стряпчим Иваном Биркиным для выработки единого плана действий.
Налаживанию контактов с Первым ополчением способствовало то обстоятельство, что Репнин, судя по всему, был знаком с Ляпуновым задолго до Смуты, когда в 1590-х годах был воеводою в Переяславле-Рязанском.
К восстанию решили присоединиться Ярославль, куда прибыл атаман Андрей Просовецкий с казаками, Владимир и Суздаль. Военные силы Семибоярщины и поляков были распылены еще раньше, после того, как Гонсевский стал рассылать части столичного гарнизона по городам. Когда же города восстали, у бояр не оказалось сил, чтобы покарать их.
К началу февраля нижегородская рать в составе 1200 человек была полностью снаряжена. Но выступление задерживалось в ожидании подхода отрядов из Казани, Свияжска, Чебоксар.
Тем не менее Нижний Новгород первым из всех городов – уже 8 февраля 1611 года - отрядил свои войска в состав Первого ополчения, выдвинув наиболее боеспособные части дворянской конницы, служилых иноземцев и стрельцов во Владимир. Около 17 февраля выступили из Нижнего и основные силы во главе с воеводой Репниным. «Под его началом находились соединения, явившиеся на подмогу нижегородцам из "низовых и окольных городов" (видимо, из Юрьевца, Балахны, Васильсурска, Козьмодемьянска, Чебоксар), - зафиксировал Селезнев. - Репнин был во Владимире 1 марта 1611 года. К этому же времени из Мурома к Владимиру подошел Василий Федорович Мосальский с дворянами и детьми боярскими разных городов, а также стрельцами и казаками. Костяк его отряда наряду с муромцами тоже составляли нижегородцы и арзамасцы. Это было то самое войско, которое под предводительством Мосальского летом 1610 года освобождало от тушинцев Арзамас, а затем отправилось выручать Москву от поляков, но остановилось в Муроме после низложения Василия Шуйского».
Ляпунов обратился к городам с грамотами, в которых излагал стратегию общего наступления для освобождения Москвы. Ополчения из Владимира, Нижнего и Казани должны были выдвинуться в Коломну для соединения с рязанцами. Отрядам из Тулы, Калуги и северских городов предстояло начать наступление из Серпухова.
Однако план Ляпунова не был реализован. «Замосковные воеводы» не увидели смысла в предложении собирать силы в Коломне. Они не могли преодолеть давнее недоверие к казацким таборам в Калуге и опасались, двинув войска на юг, оставить без прикрытия собственные города.
Сам Ляпунов запаздывал. Он не один раз оповещал города о своем решении выступить к Москве, но каждый раз поход откладывался. Тем временем Семибоярщина успела направить в Коломну лояльные войска. Князь Куракин получил подкрепление из Москвы и держался между владимирской и переяславской дорогами. Лишь в марте 1611 года земские отряды из Переяславля разгромили авангарды Куракина и вынудили его отступить к Москве. Непосредственная угроза «замосковным городам» была ликвидирована.
Отказавшись от намерения объединить силы в Коломне, земские воеводы повели наступление на Москву каждый своим путем.
3 марта конные и пешие ополченцы Ляпунова по занесенным снегом дорогам двинулись на освобождение столицы. С ними выступила и часть казачьих отрядов Дмитрия Трубецкого и Ивана Заруцкого - бывших «тушинцев», составлявших теперь значительную часть войска Ляпунова.
Репнин 10 марта повел свои войска на Москву вместе с владимирским воеводой Измайловым, с атаманом Просовецким, с муромцами. Ярославское и костромское ополчения задержались в Ростове до середины марта. Задержка с выступлением Первого ополчения очень дорого стоила Москве и России.