Как Нижний Новгород Россию спасал
3 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Семибоярщина и внешнее управление
Семибоярщина. Каковы были основы ее легитимности? «По давней традиции Боярская дума выделяла в период междуцарствия особую комиссию из своего состава для управления страной, – объяснял Скрынников. – Следуя обычаю, Земский собор поручил дела – впредь до съезда представителей провинции – семи избранным боярам. Так образовалась знаменитая московская Семибоярщина. В нее вошли Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметев, Андрей Трубецкой и Борис Лыков. Дворяне, приказные люди, стрельцы, казаки, гости и черные люди немедленно принесли присягу на верность временному боярскому правительству. Со своей стороны бояре обязались "стоять" за Московское государство и подготовить избрание нового царя "всей земли"».

Однако уже через неделю ситуация кардинально поменялась. Жолкевский подошел к Москве и разбил свой лагерь на Хорошевском поле. И вступил в переговоры одновременно и с Семибоярщиной, которой предложил присоединиться к Смоленскому договору об избрании царем Владислава; и с Лжедмитрием II – о совместном штурме Москвы. Семибоярщина оказалась перед нелегким выбором. Ключевский писал: «Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском».

Но окончательное слово должен был сказать Совет всей земли. Боярская дума первоначально намеревалась созвать полноценный Земский собор, но в итоге ограничилась тем, что наскоро собрала представителей всех «чинов» москвичей и духовенства и заручилась поддержкой своих решений со стороны близлежащих городов. В итоге в августе проходил весьма ограниченный по составу участников Земский собор с сомнительной легитимностью.

Численно в нем преобладали дворяне. Им бесконечно надоела война, и они надеялись одним махом положить конец и иностранной интервенции, и внутренней смуте. В польский лагерь на переговоры с коронным гетманом явилось, по его подсчетам, около 500 соборных дворян, стольников и детей боярских. Жолкевский не жалел обещаний…

Но тут он получил инструкции от короля, в соответствии с которыми Сигизмунд III сам должен был стать царем по праву завоевателя. Это означало унию с Польшей и прекращение существования России как государства. Понимая, что ни Дума, ни Собор на это не пойдут, гетман предпочел об этом даже не заикаться. Тем более что в рядах его воинства начался разброд. Жолкевский спешил и хитрил.

Кандидатура королевича Владислава становилась все более популярной на Соборе. С его избранием на трон бояре надеялись опереться на королевскую армию ради наведения порядка в стране. «Сторонники унии добились поддержки Земского собора главным образом потому, что выступали в роли миротворцев», – замечал Скрынников.

Мстиславский, Филарет Романов, Василий Голицын в сопровождении соборных чинов 16 августа привезли гетману текст соглашения об избрании царем Владислава, который мало чем отличался от Смоленского соглашения тушинцев.

На следующий день Валуев и Салтыков, присланные от Жолкевского, явились в Кремль и зачитали народу текст договора. Московские чины тут же направились в Успенский собор для принесения присяги. Из Кремля бояре, служилые люди и множество москвичей пошли на Новодевичье поле, где их ждал Жолкевский. По свидетельству гетмана, собралось более 10 тыс. человек. Там русские и польские руководители торжественно утвердили договор. Поскольку среди участников Земского собора единодушия не было и в помине, боярское правительство решило не передавать договор им на подпись. Документ скрепили своими печатями Мстиславский, Голицын, Шереметев, а подписями – два думных дьяка.

Московский договор был плодом интриг, страха бояр, самоуверенности поляков, убежденности всех в своей способности обмануть другую сторону. Семибоярщина, а тем более патриарх не допускали и мысли о том, что в Москве утвердится католический государь. Гермоген даже предлагал ввести смертную казнь для тех русских, которые «похотят малоумием своим» принять папскую веру после воцарения Владислава. Соответствующий пункт был внесен в текст Московского договора. Оговаривалось, что православное вероисповедание не притеснялось: «чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною». Очевидно, что для короля это было так же неприемлемо, как и требование о принятии Владиславом православия. Напротив, Сигизмунд III перед походом в Россию, как мы знаем, поклялся римскому папе распространить свет «истинной веры» на эту варварскую страну. Жолкевский, заключая договор, считал идею крещения Владислава в православие абсурдной, хотя не исключал возможности его коронации по православному обряду.

Договор подтверждал сохранение прежней русско-польской границы, Жолкевский обязывался очистить от польских войск после коронации Владислава порубежные русские города. Бояре полагали, что это включало снятие осады Смоленска, поляки были противоположного мнения: Сигизмунд считал Смоленск исконной польской территорией.

Таким образом, в тот момент, когда Россия присягала Владиславу, не существовало утвержденного королем договора с Польшей об условиях его призвания на трон. И каждая из сторон принципиально настаивала на таких его условиях, которые заведомо были неприемлемы для другой стороны. Тем не менее Семибоярщина отдала приказ о немедленной присяге страны царю Владиславу. Согласно первому пункту присяги к Сигизмунду III должно было отправиться посольство, которое просило бы отпустить Владислава на царство. Второй пункт (не дожидаясь исполнения первого!) был клятвой верности Владиславу как «царю всея Руси».

Глупость или измена? Вопрос неуместен. Имело место и то, и другое.

После этого по стране были разосланы грамоты с указанием целовать крест Владиславу. Какая-то часть страны этому покорилась. От Лжедмитрия II побежали представители верхов и косяками стали поступать на королевскую службу – вслед за подписавшим Смоленский договор Салтыковым, которому Гермоген даже отпустил грехи за слезное покаяние.

После Москвы Владиславу присягнули многие города. Князь Дмитрий Пожарский привел к присяге жителей Зарайска, Прокопий Ляпунов – население Рязани. Иллюзии немедленного наступления мира, порожденные Московским договором, распространились по исстрадавшейся стране.

Нижегородцы в августе – сентябре 1610 года тоже присягнули на верность Владиславу, оставаясь верными принципу: «Кто будет на Москве государь, тот всем нам государь». Однако к самому факту избрания царем польского королевича нижегородцы отнеслись негативно. Об этом свидетельствует тот факт, что «служилые по отечеству» уезда, в отличие от знати многих других регионов, не обращались ни к Владиславу, ни к Сигизмунду III за подтверждением своих владельческих прав и за пожалованием новых поместий и вотчин.

Впрочем, было одно исключение – Григорий Константинович Доможиров. В своей челобитной Сигизмунду III он уверял, что еще в царствование Шуйского «сказывал на Москве дворянам и детем боярским и торговым людям, чтобы нам на Московском государстве видети государем сына твоего, государя нашего Владислава Жигимонтовича», помучив за это «живот свой от Шуйского». И король, оценив рвение Доможирова, утвердил за ним старое нижегородское поместье и пожаловал новым – в Арзамасском уезде. «Но такой радетель Владислава был лишь один среди нижегородцев, да и он потом принял, видимо, энергичное участие в борьбе против поляков, ибо получил от боярского правительства (неизвестно, какого ополчения) свое нижегородское поместье в вотчину», – замечал Любомиров.

При этом значительная часть страны не приняла выбор Владислава категорически, что привело к не предвидимым Семибоярщиной последствиям. Для начала множество москвичей стали покидать столицу и перемещаться в лагерь «истинного русского царя Дмитрия». Боярские верхи резко оттолкнули от себя низы. Дела самозванца за счет этого заметно пошли в гору, и его движение стало все больше принимать характер социального движения низов.

То, что избрание царя прошло без участия представителей провинции, тоже повсеместно вызывало протест. На этой почве уже в августе начались волнения в Твери, Владимире, Ростове, Суздале, Галиче. Черный люд из этих городов направил своих представителей с челобитьем к Лжедмитрию II.

Теперь уже московские бояре стали усиленно настаивать на выполнении Жолкевским взятых им в Московском договоре обязательств бороться с Лжедмитрием II до полной победы. На рассвете 27 августа гетман повел войско на лагерь самозванца, туда же направил наличные силы Мстиславский. Сапега в ту минуту предал самозванца, и он поспешил сбежать в Никольский монастырь, а оттуда в Калугу. Правда, и приобретение у Лжедмитрия II было немалым. Заруцкий, сильно помогший Жолкевскому под Клушином, подговорил большую часть своих казаков отправиться с ним в калужский лагерь самозванца.

При этом Жолкевский еще и получил от Семибоярщины деньги. В том числе для того, чтобы распустить, расплатившись, весь тот разноплеменный сброд, который состоял в рядах формально польского войска. Отобрав наиболее боеспособных, Жолкевский выгнал прочь англичан, французов, казачью голытьбу, оставив под своим началом 6–7 тыс. человек. Москва избавлялась от одного смертельного врага ценой подчинения другому. При этом поляки и не собирались расправляться с Лжедмитрием II, страх перед которым был главным стимулом к сотрудничеству Семибоярщины с Сигизмундом.

Для ратификации королем и «панами-радами», как в России называли тогда сенат Речи Посполитой, Московского договора к осаждавшему Смоленск королю отправилось Великое посольство. Долгими уговорами и лестью гетман убедил возглавить его Филарета Романова и Василия Голицына – представителей знатнейших московских родов, которые могли выступить основными соперниками Владислава. Жолкевский откровенно признавался, что преднамеренно удалил из Москвы этих опасных для него и всего польского дела людей. С послами под Смоленск выехали и многие участники Земского собора. Среди них были и Захарий Ляпунов, и Авраамий Палицын. Как обнаружил работавший во Франции известный польский историк Казимир Валишевский, «посольство состояло из 1246 лиц, сопровождаемых 4000 писарей и слуг: еще одно собрание, маленький собор, эманация большого собора, которому приписывали избрание Владислава! Наказ, подробно выработанный для этих выборных, занимает 85 страниц убористого шрифта».

Бояре пировали в кремлевским дворце с польскими полковниками, а за окнами чернь волновалась и грозила восстанием. Призрак переворота вселял ужас. Отогнав Лжедмитрия, но не слишком далеко, Жолкевский продолжал использовать трепет от одного его имени, чтобы заставить бояр самих просить гетмана занять Москву польским гарнизоном – якобы во избежание бунта в пользу самозванца.

Инициатива приглашения наемных войск в Кремль исходила от Мстиславского и Ивана Романова, контролировавших непрочное большинство в Семибоярщине. Не с первого раза – москвичи грудью вставали на пути польских солдат – удалось ввести войска в город. Для этого пришлось нейтрализовать сопротивление того, что осталось от Земского собора. 17 сентября наемные роты тихо вошли внутрь московских стен – без барабанного боя, со свернутыми знаменами. Небольшое войско Жолкевского, которое само могло быть уничтожено в неукрепленном подмосковном лагере в чистом поле, в стенах Китай-города, Белого города, Новодевичьего монастыря становилось огромной силой.

«Седмочисленные бояры», горько усмехался летописец, тем самым отдали власть Русской земли в руки литовских воевод: «Оскудеша убо премудрые старцы, изнемогоша чудные советники!» Страна быстро оказалась под жестким внешним управлением. Причем для этого Сигизмунду или Владиславу даже не пришлось приезжать в Москву.

Великое посольство писало с дороги к Смоленску, что многие русские люди под Смоленском целуют крест не Владиславу, а самому Сигизмунду. Наконец послы добрались до королевского лагеря. Они привезли с собой дары для Владислава и его отца в ожидании, что королевич незамедлительно прибудет в Москву, где бояре и приказные люди усиленно готовились к его торжественной встрече.

Но уже в военном лагере Сигизмунда выяснилось, что король рассматривает договор исключительно как присягу российского правительства от лица всех сословий Московского государства на верность ему и сыну, как нижайшую просьбу подданных к «нареченному царю» Владиславу, Сигизмунду III, королю Польскому и великому князю Литовскому, и к сенату Речи Посполитой. От великих послов потребовали сдать Смоленск. О том, чтобы направить Владислава в далекую Москву, не могло быть и речи.

Москвичи целовали крест королевичу в надежде на немедленное прекращение войны. Однако польские войска продолжали разорять все вокруг, как будто Московского договора вовсе и не было. Конрад Буссов рассказывал: «Из королевского лагеря пришли 4000 "вольных людей", служивших под Смоленском королю польскому, с намерением порыскать по местности и пограбить. В первый день сентября они быстро и внезапно, совершенно неожиданно появились под Козельском, в котором в то время совсем не было войска… За два часа захватили и город, и крепость, убив при этом 7000 человек и старых, и молодых и обратив в пепел город и кремль. Князья и бояре вместе с воеводою и немцами… были уведены в плен вместе с женами и детьми… Что случилось с женщинами и девушками, когда они попали в панибратовы руки, увы, легко себе представить». Калязин монастырь сожгли в пепел. В Москве стали известны планы самого Сигизмунда занять русский трон. Король, непопулярный даже в самой Польше, в России пользовался всеобщей ненавистью.

Якоб Трошель. Портрет короля Польши Сигизмунда III Вазы, 1610-е годы.
Сигизмунд рассчитывал просто занять царский трон по праву завоевателя и уже действовал как российский самодержец. Он раздавал своим русским приспешникам не принадлежавшие ему земли, назначал своих людей в приказы именем своим и Владислава. Как писал Валишевский, «от 1610 до 1612 года все назначения и награды официально исходили от короля… В первых жалованных грамотах 1610 года король выступает даже один; в следующем году упоминается уже и Владислав, но лишь в подкрепление и как наследный принц; а еще позже уже появляется царь и великий князь Владислав, но все еще на втором месте… Все отныне должно было совершаться не только от имени короля, но и по его приказу и через посредство лиц, находящихся в его полной власти».

Особенно Сигизмунд III отличил Мстиславского. 16 октября специальным универсалом он великодушно пожаловал главе Семибоярщины, формально верховному правителю России, чин слуги и конюшего. Такой титул ранее носил Борис Годунов при царе Федоре Иоанновиче. Вместе с новыми чинами Мстиславский получил и новые земли. Король щедро оплатил и предательство Михаила Салтыкова, отдав ему во владение Важскую землю, а сыну его пожаловал боярство. Федор Андронов, проворовавшийся купец, при Василии Шуйском бежавший к самозванцу с партией казенного товара, был назначен королем главой Казенного приказа и хранителем царской сокровищницы. Отборные стрелецкие войска, которые охраняли Кремль и внешние стены Москвы и насчитывали до 7 тыс. человек, с согласия Семибоярщины были переданы под начало польского полковника Александра Гонсевского. При этом Гонсевский получил чин боярина и занял место в Думе – наряду с высшей российской знатью.

Королевским решением Семибоярщина взяла на себя содержание польских войск в Москве. Русские дворяне служили с поместий, поэтому обходились казне относительно дешево. Ставки наемных солдат оказались намного выше, что быстро опустошило то, что оставалось от московской казны. Бояре постановили раздать наемникам «в кормление» города, куда каждая рота послала своих фуражиров. Те брали все, что понравится, в том числе жен и девиц, не исключая представительниц прекрасного пола из знатных семей. Население уже было готово начать убивать поляков, и боярам пришлось отозвать ротных фуражиров из городов. Выход с оплатой наемников нашли в том, чтобы все серебряные изделия из сокровищницы переплавлять и бить на Денежном дворе монету с именем Владислава.

Теперь система управления Московским государством предельно упростилась: командир польского гарнизона в Москве приносил присланные от короля решения в Боярскую думу. Она ни разу не посмела ему отказать. В Речи Посполитой такое положение вызвало необыкновенный прилив национальной гордости. Всерьез стал рассматриваться вопрос о переходе Московии в состав Польши в качестве провинции.

Жолкевский недолго пробыл в столице. Встревоженный слухами о полной неудаче мирных переговоров в королевском лагере, что могло резко осложнить положение польского гарнизона в Москве, гетман поспешил под Смоленск. Прощаясь с солдатами, он произнес: «Король не отпустит Владислава в Москву, если я немедленно не вернусь под Смоленск!»

С собой Жолкевский забрал экс-царя Василия Шуйского с двумя братьями как военный трофей, которым «его величество мог воспользоваться, смотря по обстоятельствам». Стоя перед Сигизмундом III, на требование склониться перед победителем Шуйский отвечал: «Не довлеет московскому царю поклонитися королю. То судьбами есть праведными и Божьими, что приведен в плен. Не вашими руками взят был, но от московских изменников, от своих раб отдан был».

В Польше Василий Шуйский будет посажен в каменный мешок и испытает на себе все мыслимые издевательства и унижения. Но он упрямо продолжит считать себя московским царем. «Шуйский пал, сверженный не сими бродягами, а вельможами недостойными, и пал с величием, воссев на трон с малодушием, – замечал Карамзин. – В мантии инока, преданный злодеями в руки чужеземцам, он жалел более о России, нежели о короне, с истинною царскою гордостью ответствовал на коварные требования Сигизмундовы и, вне отечества, заключенный в темницу, умер государственным мучеником».

После отъезда коронного гетмана Жолкевского управлять Россией остался полковник Гонсевский. Польские позиции в Думе пошатнулись. Тем более что назначением туда боярами худородных, но лояльных ему дворян король вызывал открытое возмущение высшей русской аристократии. В этих условиях Гонсевский состряпал якобы «заговор» в пользу самозванца во главе с патриархом Гермогеном и ключевыми фигурами Семибоярщины, который сам же и раскрыл, отдав обвиняемых под суд. Андрей Голицын доказал суду свою невиновность, но тем не менее его фактически лишили боярского чина и держали под домашним арестом до самой смерти. Другой член Семибоярщины князь Иван Воротынский был признан виновным. Но он оказался человеком покладистым, и после недолгого ареста Гонсевский позволит вернуть его в Думу. Главный «заговорщик» патриарх Гермоген был хорошо известен как самый решительный противник Лжедмитрия II, однако суд вынес ему обвинительный приговор и постановил разогнать всех служителей патриаршего дома.

Всякая оппозиция внутри Семибоярщины была окончательно сломлена. Ну а сам «заговор» дал Гонсевскому предлог ввести свои отряды в святая святых – в Кремль. Отныне на карауле у кремлевских ворот вместе со стрельцами стояли немцы-наемники. После этого, писал Валишевский, «польский боярин ввел в городе осадное положение, и с той поры его поведение и поведение его соотечественников принимает характер, обычный в гарнизонах во враждебной стране… А в то же время приступили к расхищению драгоценных предметов, потому что Сигизмунд требовал, чтобы жалованье гарнизону платили московитяне, а в Кремле уже не было денег».

Ну а для Великого посольства развязка наступила в ноябре. До этого времени Сигизмунд не терял надежды добиться от него капитуляции Смоленска, что ему обещал Мстиславский. Но защитники города имели другую точку зрения. Еще в сентябре Шеин созвал ратников и посадских людей на общий совет, который решительно отказался сдавать город. Постановили признать избрание Владислава при условии, что король отведет войска от стен Смоленска, очистит захваченные земли и гарантирует неприкосновенность русских рубежей.

Тщетно послы добивались выполнения условий Московского договора и отвода в Польшу отрядов, разорявших русские города и села. Сигизмунд и слышать не хотел об очищении захваченных русских земель, а овладение Смоленском стало для него вопросом престижа. 18 ноября дипломаты короля предъявили ультиматум о немедленной сдаче Смоленска. Посовещавшись, послы решили отстаивать почетные условия мира, чего бы им это ни стоило. После этого они стали заложниками в вооруженном королевском лагере. 21 ноября Сигизмунд возобновил штурм Смоленска. «Это было зрелище, подобного которому, может быть, не бывало еще в истории: обмениваясь пушечными выстрелами с одной частью своих подданных, государь вел переговоры с другой частью о самих условиях своего вступления во власть», – замечал Валишевский.

Карамзин писал: «Россия действительно гибла и могла быть спасена только Богом и собственною добродетелию! Столица, без осады, без приступа взятая иноплеменниками, казалась нечувствительною к своему уничижению и стыду». Продолжалось такое состояние недолго. Преданный Семибоярщиной народ нашел в себе силы встать на спасение страны.

Ропот во всем государстве Российском усиливался.

В Москве протест нарастал особенно сильно, поскольку польский гарнизон, быстро теряя дисциплину, вел себя как в завоеванной стране. Гонсевский поселился на прежнем дворе царя Бориса, Салтыков – на дворе Ивана Васильевича Годунова, Андронов – на дворе настоятеля Благовещенского собора. Польские гусары патрулировали улицы и площади столицы. Русским запрещено было выходить из домов с наступлением темноты и до рассвета. Случалось, жители поутру натыкались на улицах на трупы стрельцов и посадских людей. Москвичи оказывали сопротивление. По свидетельству Гонсевского, они избивали «литву» в глухих и темных местах. Пьяных наемников извозчики нередко отвозили к реке и сбрасывали в проруби. В Москве шла фактически партизанская война.

Русским запрещено было носить сабли и даже ножи. Топоры отбирались у торговавших ими купцов, у плотников. Опасаясь, как бы народ не вооружился кольями, поляки запретили крестьянам возить дрова на продажу. «Жены и девицы подвергались насилиям; по вечерам побивали людей, которые шли по улицам из двора во двор, к заутрене не только мирским людям, но и священникам ходить не давали». Народ, никогда не любивший поляков, теперь отшатнулся от Владислава.

Антипольское движение, принимая серьезные размеры, оказывалось на руку Лжедмитрию II. В стране соперничали уже не три, а два центра влияния – польско-боярский лагерь в Кремле и лагерь самозванца в Калуге. Лжедмитрий набирал силу. Ему присягнули Казань и Вятка за неимением лучшего кандидата.

Войска Семибоярщины и польские роты теперь начали настоящее наступление на самозванца. Изгнав казаков из Серпухова и Тулы, они приближались к Калуге. Лжедмитрий подумывал о том, как бы уйти в Воронеж или даже в Астрахань, которая вот уже четыре года сохраняла ему преданность.

Но не Лжедмитрий II, человек не самый умный и решительный, руководил своими силами. Реальным вершителем дел был уже атаман Заруцкий, вступивший в борьбу с недавними союзниками. Его казачьи разъезды действовали по всем направлениям, захватывали поляков на дорогах, на зимних квартирах. Буссов писал: «Почти каждое утро находили посреди рынка 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 мертвых поляков, убитых ночью, безжалостно израненных и изрубленных… Это были большею часть благородные дворяне и значительные люди. Многих из таких захваченных поляков и польских купцов, как только их привозили в Калугу, отводили к реке Оке и сразу бросали живьем в воду и топили».

Калужский лагерь представлял все большую опасность для интервентов. Чтобы покончить с Лжедмитрием II, поляки, похоже, разработали целую спецоперацию. С санкции короля в Калугу выехал служилый касимовский царь Ураз-Мухаммед, вероятно, чтобы вовлечь в заговор касимовских татар, которые составляли костяк корпуса телохранителей Лжедмитрия. Ураз-Мухаммеда опознали и после недолгого следствия утопили как польского агента. Но у того оказалось немало родственников и почитателей в охране самозванца. Зимним утром 2 декабря 1610 года Лжедмитрий II выехал на санях на прогулку за город. Когда тройки отъехали на приличное расстояние от Калуги, начальник охраны Петр Урусов подскакал к саням самозванца и разрядил в него ружье, а затем отсек голову со словами, которые приводил Буссов: «Я научу тебя, как топить в реке татарских царей и бросать в тюрьму татарских князей, ты ведь только ничтожный, дрянной московит – обманщик и плут, а выдавал себя за истинного наследника страны, и мы преданно служили тебе, вот теперь я и возложил на тебя ту самую наследную корону, которая тебе подобает».

В Калуге подняли тревогу. Казаки принялись резать татарских мурз, мстя за смерть «государя».

Мертвый самозванец уже никому не был нужен. Тело человека, которого почитало царем пол-России, больше месяца лежало в нетопленой церкви, а толпы жителей Калуги и приезжие ходили поглядеть на труп и отрезанную голову.

Соловьев называл смерть Лжедмитрия II «вторым поворотным событием в истории Смутного времени», считая первым вступление Сигизмунда в пределы Московского государства. «Теперь, по смерти самозванца, у короля и московских приверженцев его не было более предлога требовать дальнейшего движения Сигизмундова в русские области, не было более предлога стоять под Смоленском; лучшие люди, которые согласились признать царем Владислава из страха покориться козацкому царю, теперь освобождались от этого страха и могли действовать свободнее против поляков. Как только на Москве узнали, что вор убит, то, по словам современного известия, русские люди обрадовались и стали друг с другом говорить, как бы всей земле, всем людям соединиться и стать против литовских людей, чтоб они из земли Московской вышли все до одного, на чем крест целовали».

Одним мощным врагом стало меньше. Войска самозванца становились бесхозными и теряли самостоятельную политическую силу, но при этом оставались в антипольском лагере. «Король и его поляки перестали быть спасителями, – подчеркивал Казимир Валишевский. – Отныне можно было обойтись без них, и с трудом терпимое до сих пор присутствие их на московской земле стало сразу нетерпимым».

Ян Сапега от имени короля попытался вступить в переговоры с «царицей» Мариной Мнишек и боярами Лжедмитрия. Калужане отказались разговаривать, заключили Марину под стражу и установили надзор за боярами. Сапега не посмел штурмовать Калугу и отступил.

Семибоярщина направила в Калугу князя Юрия Трубецкого, чтобы привести ее жителей к присяге. Но восставший мир вместо этого решил отправить выборных в Москву для ознакомления с положением дел. Они увидели там иностранных наемников и негодующий народ, готовый восстать. Калуга приговорила не признавать власть Владислава до тех пор, пока тот не прибудет в Москву и все польские войска не будут выведены из России. Боярин Юрий Трубецкой едва спасся бегством.

Тем временем Марина Мнишек благополучно разрешилась от бремени и объявила казакам и жителям Калуги, что отдает им сына, чтобы те крестили его в православную веру и воспитали по-своему. Разрыв с боярами и поляками, рождение «царевича» («воренка» – в правительственной терминологии) напомнили людям о непогребенном самозванце. Калужане торжественно похоронили тело Лжедмитрия II в церкви. Затем они крестили наследника и нарекли его царевичем Иваном.

«Россия, казалось, ждала только сего происшествия, чтобы единодушным движением явить себя еще не мертвою для чувств благородных: любви к Отечеству и к независимости Государственной, – писал Карамзин о гибели Лжедмитрия II. – Что может народ в крайности уничижения без Вождей смелых и решительных? Два мужа, избранные Провидением начать великое дело… и быть жертвою оного, бодрствовали за Россию: один старец ветхий, но адамант Церкви и Государства – патриарх Ермоген; другой крепкий мышцею и духом, стремительный на пути закона и беззакония – Ляпунов Рязанский. Первому надлежало увенчать свою добродетель, второму примириться с добродетелию».
Made on
Tilda