Приехав в Москву 13 ноября, Пушкин останавливается у Нащокиных на Остоженке. Купил книгу Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которую прочтет по дороге в столицу.
В Москве – с 13 по 17 ноября - Пушкин почти никого не навещал (не потому ли, что был с бородой, которой хотел удивить домашних), только к Вере Александровне Нарской – своей невесте – Нащокин свозил друга. Она вспоминала: «В первое свое посещение Пушкин довольно долго просидел у нас и почти все время говорил со мной одной. Когда он уходил, мой жених, с улыбкой кивая на меня, спросил его:
- Ну что, позволяешь на ней жениться?
- Не позволяю, а приказываю! – ответил Пушкин».
Погостив в Первопрестольной, отправился в Петербург в компании брата Нарской, 17-летнего Льва Александровича (известного под прозвищем Леленька) и Гаврилы Калашникова в роли камердинера. Из столицы 24 ноября извещал Нащокина о своем путешествии: «Я совершил его благополучно. Леленька мне не мешал, он очень мил, то есть молчалив – все наши сношения ограничивались тем, что когда ночью он прилегал на мое плечо, то я отталкивал его локтем. Я привез его здрава и невредима – и как река еще не стала, а мостов уже нет, то я и отправил его ко Льву Сергеевичу, чем, вероятно, одолжил его. При выезде моем из Москвы Гаврила мой так был пьян и так меня взбесил, что я велел ему слезть с козел и оставил его на большой дороге в слезах и в истерике; но это все на меня не подействовало…
Дома нашел я все в порядке. Жена была на бале, я за нею поехал – и увез к себе, как улан уездную барышню с именин городничихи. Денежные мои обстоятельства без меня запутались, но я их думаю распутать».
Под вечер 22 ноября родители нашего героя приехали из Михайловского и остановились в гостинице «Париж» на Большой Морской. На следующее утро вместе с братом Львом, вернувшимся из Варшавы, Пушкин навестил их. «Александр воротился из Болдина за два дня до нашего приезда. Я нашел его похудевшим», - сообщит Сергей Львович дочери.
Помимо текущих новостей обсуждали и насущные вопросы, связанные с болдинским имением, в том числе проблему наследования части покойного Василия Львовича. Пушкин, еще не остывший от пребывания на нижегородской земле, смело предложил взять на себя управление всеми болдинскими владениями. «Отца видел, он очень рад моему предположению взять Болдино, - добавлял Пушкин в вышеупомянутом письме Нащокину. - Денег у него нет. Брат во фраке и очень благопристоен». С этого времени Пушкин действительно начал уделять большее внимание делам Болдина.
Вслед за Пушкиным в ноябре покинули Болдино еще два его обитателя. Павел Степанович Ключарев, получив от разбогатевшей Ольги пособие, поехал искать счастья в Москве и застрял там. Михайла же Калашников, получив задание перезаложить кистеневских крестьян Александра Сергеевича, направился сначала в Нижний Новгород, а оттуда тоже в Москву. «Управитель твой приехал, бумагу выправил, - сообщал Нащокин Пушкину в конце месяца, - а денег опять не дадут». Затем Калашников вернулся в Болдино, где застал жену Вассу при смерти, о чем писал Пушкину 19 декабря. В том же письме он передал хозяину и поклон от своей дочери.
Судя по многим свидетельствам, Пушкин в тот момент всерьез настраивается на то, что переселиться или хотя бы надолго поселиться в Болдине со всей своей семьей.
Между второй и третьей болдинской осенями прошел год. И весь это год болдинский шлейф воспоминаний, впечатлений, написанных, но не опубликованных работ, мыслей хорошо прослеживается по его письмам, поступкам, принятым решениям. А год был для Пушкина бурным и во многом роковым и переломным. Проследим его пунктирно, выделяя болдинскую составляющую.
В начале декабря Пушкин писал «Путешествие из Москвы в Петербург», которое стало прямым ответом Радищеву и его «Путешествию из Петербурга в Москву» с известными каждому школьнику описаниями бедствий русского крестьянства. Пушкин вовсе не отрицал, что бедствия были, как и в других странах. Но он счел Радищева «истинным представителем полупросвещения», а написанное им – просто карикатурой неудовлетворенного человека на Россию. При этом он взял на вооружение и свои впечатления о своих болдинских крепостных.
«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (фр. ротозей. – В.Н.); никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день… Конечно: должны еще произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного».
В Петербурге Пушкин был в первую очередь озабочен тем, как распорядиться теми сокровищами, которые он привез из Болдина. У него появился хороший контракт. Смирдин наметил с нового года издавать «Библиотеку для чтения». Он наперед законтрактовал все стихи Пушкина по червонцу за строчку. За небольшого «Гусара» (украинская вдовушка, с которой сожительствует бывалый гусар, оказывается ведьмой на кочерге) заплатил 1000 рублей. За «Медного всадника» Пушкин рассчитывал получить не менее 15 тысяч рублей, которые были ему далеко не лишними.
Но написанному в Болдине предстояло одобрение на высшем уровне, коль скоро император еще при первой их встрече в 1926 году милостиво взял на себя роль личного цензора поэта. Пушкин крупным и четким почерком переписал «Медного всадника» набело – на 11-ти двойных листах лучшей бумаги гончаровской фабрики – и 6 декабря отправил Бенкендорфу вместе с письмом: «Осмеливаюсь препроводить Вашему сиятельству стихотворение, которое желал бы я напечатать, и при сем случае просить вас о разрешении для меня важном. Книгопродавец Смирдин издает журнал, в коем просил меня участвовать. Я могу согласиться только в том случае, когда он возьмется мои сочинения представлять в ценсуру и хлопотать об них наравне с другими писателями, участвующими в его предприятии; но без Вашего сведения я ничего не хотел сказать ему решительного.
Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание Государя Императора, но ныне осмеливаюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко временам Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал "Историю Пугачевщины". Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение. Не знаю, можно ли мне будет ее напечатать, но смею надеяться, что сей исторический отрывок будет любопытен для Его Величества, особенно в отношении тогдашних военных действий, доселе худо известных». В черновике концовка выглядела иначе: «Не знаю, можно ли мне будет ее напечатать, по крайней мере, я по совести исполнил долг историка: изыскивал истину с усердием и излагал ее без криводушия, не стараясь льстить ни Силе, ни господствующему образу мыслей». Этого Пушкин в чистовое письмо не внес.
То есть Пушкин намеревался отдать на отзыв императора «Медного всадника» и «Историю Пугачева», но остальные свое произведения просил разрешить издавать, получая одобрение обычных цензурных органов.
Николай I работал быстро. Уже 10 декабря он вернул «Медного всадника» Бенкендорфу, который пригласил к себе Пушкина. В его дневнике читаем: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями Государя. Слово кумир не пропущено высочайшею ценсурою; стихи