Болдинская осень
2 глава
Проект Вячеслава Никонова
"История Нижегородская"
Неколебимо как Россия
«Медный всадник» - это произведение, одно из центральных в творчестве Пушкина, многослойно. Очевидны две стержневые темы – оценка Петра Великого и драма маленького человека.

Гоголь говорил: «Пушкин был знаток и оценщик всего великого в человеке. Его тянуло к большим людям». Его притягивал образ Петра Великого. Еще задолго до того, как засесть в архивы, Пушкин начал подступаться к нему, вдумываться в характер. В 1827 году он стал писать «Арапа Петра Великого», где изобразил и своего афро-русского прадеда, и императора-революционера. Повесть так и останется неоконченной. Год спустя Пушкин возвратился к Петру в «Полтаве». По первоначальному замыслу императору в поэме была отведена эпизодическая роль. Но как только он вышел из походной палатки, его образ высоко вознесся над остальными.

Пушкин двояко относился к Петру, и об этом можно написать отдельную книгу. Ограничусь лишь одной цитатой из более поздней «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика».

«Полтаву» Пушкин написал на одном дыхании. «Медный всадник» дался Пушкину не сразу. 6-м октября помечено начало черновой рукописи «Медного всадника». Но Пушкин не мог его не написать. Он должен был ответить… Адаму Мицкевичу

Помните, в путешествии из Петербурга в Москву в августе того года Пушкина сопровождал Соболевский. Он только вернулся из-за границы и в дороге рассказывал о своих европейских впечатлениях, о Париже, где встречался и с жившим там Мицкевичем, который был дружен со всей российской писательской братией. Именно был дружен. До Польского восстания 1830 года, когда многие российские мастера пера, включая Пушкина, встали на патриотические позиции. В 1831 году Пушкин пишет на тему Польского восстания более чем убедительное «Клеветникам России». Мицкевич ответил поэмой «Деды», где заключительные главы III части – «Русским друзьям», «Памятник Петра» — посвятил исключительно обливанию грязью России и русских.

Соболевский познакомил Пушкина с этим творением. Мицкевич ничего и никого в России не помянул добром, сделал исключение лишь для казненного Рылеева и ссыльного Бестужева. Одинаково неприязненно описывал царей, русскую природу, дома, деревни, города, людей. Дикая страна, пустынная, безлюдная. Даже лица людей «пусты, как окружающие их равнины», а «тусклые, невыразительные глаза их никогда не затуманены жалостью».
А вот – что-то странное: кучи стволов,
Свезли их сюда, топором обтесали,
Сложили, как стены, приладили кров,
И стали в них жить, и домами назвали.
Домов этих тысячи в поле пустом…

Адам Мицкевич
Все в России безобразно, везде царят кнут и страх. Больше всего доставалось от Мицкевича Петру и его столице Петербургу – этой безобразной, бессмысленной груде камней.
А в этих снегах, чтоб дворцы и палаты
Воздвиглись на радость холопам царя,
Лились наших слез, нашей крови моря.
И сколько измыслить пришлось преступлений,
Чтоб камня набрать для огромных строений,
И сколько невинных убить иль сослать,
И сколько подвластных земель обобрать!

Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,
И небо шлет лишь холод или зной,
Неверное, как дикий нрав тирана.
Не люди, нет, то царь среди болот
Стал и сказал: «Тут строиться мы будем!»

И заложил империи оплот,
Себе столицу, но не город людям.
Вогнать велел он в недра плывунов
Сто тысяч бревен – целый лес дубовый,
Втоптал тела ста тысяч мужиков,
И стала кровь столицы той основой.

Адам Мицкевич
«Говорят, Венецию строили Боги, - утверждал Мицкевич. - Тот, кто увидит Петербург, может сказать, что выстроить его мог только дьявол».
Забыт ли я вами? Когда пробежит вереница
Поляков казненных, погибших в тюрьме и в изгнаньи,
И ваши встают предо мной чужеземные лица,
И образам вашим дарю я любовь и вниманье.

Где все вы теперь? Посылаю позор и проклятье
Народам, предавшим пророков своих избиенью...
Рылеев, которого братски я принял в объятья,
Жестокою казнью казнен по цареву веленью.

Бестужев, который как друг мне протягивал руку,
Тот воин, которому жребий поэта дарован,
В сибирский рудник, обреченный на долгую муку
С поляками вместе, он сослан и к тачке прикован.

Адам Мицкевич
В общем, примерно все то, что можно ежедневно прочесть и услышать о нашей стране со стороны ее зарубежных заклятых партнеров и их внутрироссийских резонеров. Но вот слова, которые Пушкин должен был воспринять (и, полагаю, воспринял) как обращенные лично к нему:
С иными страшнейшее горе, быть может, случилось,
Иному тягчайшая послана кара от бога:
Продав свою вольную душу за царскую милость,
Поклон за поклоном у царского бьет он порога.

Продажною речью он царские славит успехи,
В угоду царю, проклинаемый, в нашей отчизне,
Быть может, он вновь проливает кровавые реки
И хвалится мукой друзей, уходящих из жизни….

А если иной мне ответит словами укора,
То будет он мною приравнен собаке трусливой,
Привыкшей ошейник железный носить терпеливо,
Кусающей руку, расторгшую цепи позора.

Адам Мицкевич
Пушкин мог услыхать лишь прямой вызов себе, намек на «Клеветникам России». Он внимательно перечел соответствующие главы «Дедов», сделал выписки в свою тетрадь № 2373, набросав среди заметок портрет Мицкевича, свой карикатурный профиль в лавровом венке и памятник Фальконе - но конь без всадника. Пушкин не стал полемизировать. Похоже, он почему-то продолжал считать Мицкевича другом. Его ответом стал «Медный всадник». Начало поэмы. «Без полемики, без гнева, без тени личного или патриотического раздражения он стихами отметает карикатуру Мицкевича… Не самодурство азиатского деспота, а глубокая прозорливость великого государя создала на пустынной Неве Петербург, столицу великой империи… Пушкин не нападает, не стремится уязвить противника словами. Он отвечает поэтическими образами. В них нет злобы, нет раздражения», - писала куда как либеральная Тыркова-Вильямс, которая здесь полностью солидаризировалась с Пушкиным.
На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца
Кругом шумел.
И думал Он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск и шум и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет,
И чуя вешни дни, ликует.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия.
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Александр Сергеевич Пушкин
Не прихоти, а геополитические интересы. Не мерзость запустения, а великое творение гения. Не пустые глаза, а бурлящая жизнь. Ответ достойный, всем клеветникам России сразу, на все времена. А Мицкевичу лично Пушкин ответит позже:
Он между нами жил
Средь племени ему чужого; злобы
В душе своей к нам не питал, и мы
Его любили. Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами
И песнями (он вдохновен был свыше
И свысока взирал на жизнь). Нередко
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта. Он
Ушел на запад — и благословеньем
Его мы проводили. Но теперь
Наш мирный гость нам стал врагом — и ядом
Стихи свои, в угоду черни буйной,
Он напояет. Издали до нас
Доходит голос злобного поэта,
Знакомый голос!.. боже! освяти
В нем сердце правдою твоей и миром,
И возврати ему…

Александр Сергеевич Пушкин
Со второй сюжетной линией «Медного всадника» - личной драмой Евгения – сложнее, она не столь линейна. Пушкин подступался к этому образу тоже не один раз. У него было стихотворение (точнее, его словами, набросок начала сатирической поэмы), которое находилось в несомненном родстве с «Медным всадником». Это – «Родословная моего героя» («Езерский»), начатая, по-видимому, в том же Болдине тремя годами ранее (хотя в собраниях сочинений она датируется 1836 годом). Каков был первоначальный замысел «Езерского» - сказать сложно, но заготовками из него Пушкин пользовался для «Медного всадника». Биография главного героя «Медного всадника» (как и «Езерского») нам как будто уже хорошо знакома, он из старой, обедневшей аристократии:
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало…

Александр Сергеевич Пушкин
Евгений где-то служит, жизненные мечты его ограничиваются семейным уютом с любимой женщиной.
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою…

Александр Сергеевич Пушкин
И тут в его и без того нескладной жизни все рушится неодолимой силой судьбы, необузданностью стихии.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Александр Сергеевич Пушкин
Буря разметала в клочья город. Она убила его Прасковью и его мечту. Евгений опустился, превратился в бомжа.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему

И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь, ни человек.

Александр Сергеевич Пушкин
Бесцельно бродя по городу, он остановился перед конной статуей Петра.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Александр Сергеевич Пушкин
И в статуе Петра Евгений вдруг углядел все зло, которое стряслось с его мечтами, с его любимой, с его древним боярским родом, с его психикой.
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом.
И зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, -
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился…

Александр Сергеевич Пушкин
И было от чего: памятник Петру работы Фальконе бросился в погоню за Евгением. Любопытно, но Пушкин не придумывал образ скачущего по ночному городу медного всадника. Это был известный рассказ, гулявший по Петербургу в год французского нашествия (кстати, в наполеоновской армии поляков было чуть ли не больше, чем французов). Еще не было понятно, куда Наполеон бросит свою армию: на Москву или на Петербург? И уже отдали приказ на эвакуацию из столицы архивов и ценностей. Медный всадник тоже подлежал эвакуации. Но к князю Голицыну пришел его коллега по масонской ложе Батурин и рассказал о своем навязчивом сновидении. Статуя Петра скачет по улицам столицы к Каменноостровскому дворцу, откуда выходит Александр I.

- Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр, - но пока я остаюсь на своем месте, моему городу нечего бояться.

Голицын, известный мистик, уговорил Александра не трогать скульптуру.

Разгадать замысел второй части «Медного всадника», связанной с Евгением и его взаимоотношениями со статуей, пытались многие. Белинский утверждал: «Эта поэма – апофеоз Петра Великого, самая смелая, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя». Другой же герой – Евгений, вступивший в борьбу с «мощным властелином судьбы», раскрывается автором как человек слабый. Мощному Петербургу Петра он противопоставляет только «свою Парашу». Брюсов увидел в поэме борьбу «свободного человеческого духа» с деспотизмом.

Советский литературовед Иннокентий Оксенов в 1930-е годы полагал: «Мятеж бедного чиновника Евгения против "кумира на бронзовом коне" толковался то как протест индивидуального начала против коллективной воли, воплощенной в государстве, то – наоборот – как восстание "малых" и "неведомых" представителей массы, поднимающих руку на самовластного "героя" и "гиганта"».

«Медный всадник» - поэма-вопрос, считает современный литературовед Новиков. «"Петра творенье" прекрасно, но гармония Петербурга достигнута ценой жертв, несчастьями множества людей, подобных бедному Евгению. Как разрешить противоречие между интересами государства и ценностью отдельной личности? Возможно такое истолкование смысла поэмы: противоречие между государством и личностью неизбежно, надо мужественно принять его как данность».

Как бы то ни было, тело Евгения, «безумца моего», нашли у унесенного волнами ветхого домишки, где, вероятно, жила еще недавно его Параша, и «похоронили ради Бога».

Тема безумия, безумства, сумасшествия, без сомнения сильно занимала Пушкина во вторую Болдинскую осень. Больше ста стихов «Медного всадника» отданы изображению сумасшествия Евгения и его скитаниям. Пройдя в фантазии через бредовые мысли Евгения, через его галлюцинации, Пушкин мог и сам ощутить неуловимость перехода от напряженно творческого возбуждения к фантазии «смятенного ума». Есть свидетельство Анненкова, что это стихотворение было написано одновременно с «Медным всадником»:
Не дай мне Бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез…

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Александр Сергеевич Пушкин
Тема сразу же продолжится. В «Пиковой даме».

В разгар работы над «Медным всадником» Пушкин получил два письма от жены и нашел время ей ответить 30 октября: «Вчера получил я, мой друг, два от тебя письма. Спасибо; но я хочу немножко тебя пожурить. Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за собою, как за сучкой, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая < - - - >; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь… Гуляй, женка; только не загуливайся и меня не забывай…

Да, ангел мой, пожалуйста не кокетничай. Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все что не comme il faut (фр. как подобает. – В.Н.), все, что vulgar (фр. вульгарное. – В.Н.)… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя. Ты спрашиваешь, как я живу и похорошел ли я? Во-первых, отпустил я себе бороду; ус да борода – молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В два часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем и гречневой кашей. До девяти часов – читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо».

И в тот же день Пушкин писал Одоевскому чуть ли не обратное и явно кривя душой: «Виноват, Ваше сиятельство! кругом виноват. Приехав в деревню, думал распишусь. Не тут-то было. Головная боль, хозяйственные хлопоты, лень – барская, помещичья лень – так одолели меня, что не приведи Боже. Не дожидайтесь Белкина; не на шутку, видно, он покойник; не бывать ему на новоселье ни в гостиной Гомозейки, ни на чердаке Панка. Недостоин он, видно, быть в их компании… И куда бы не худо до погреба-то добраться».

В последние дни октября – набросок стихотворения:
Зачем я ею очарован?
Зачем расстаться должен с ней?
Когда б я не был избалован
Цыганской жизнею моей.

Она глядит на вас так нежно,
Она лепечет так небрежно,
Она так тонко весела,
Ее глаза так полны чувством,
Вечор она с таким искусством
Из-под накрытого стола
Мне свою ножку подала!

Александр Сергеевич Пушкин
Пушкинисты подозревают, что это были те же ножки, которые воспеты в недавних дорожных стихах «Когда б не смутное влеченье». Но чьи они? Женатый Пушкин научился хорошо конспирироваться даже от всезнающих пушкинистов, которые почти безошибочно распознают адресатов любовных стихов еще холостого поэта.

Во вторник 31 октября ставится последняя помета на рукописи «Медного всадника».
Made on
Tilda