Бравада перед убивающей болезнью, пренебрежение к смерти – это так по-пушкински. У поэта в жизни было 29 дуэлей. Последняя окажется роковой…
Прав был Гершензон, уверяя: «Все свои драматические опыты Пушкин строил по одному – по шекспировскому плану: господствующая страсть характера доводится на глазах зрителей до предельного напряжения, и тогда вспыхивает пожаром, испепеляя и своего носителя, и часто все, что в ту минуту близко к нему».
Еще более был прав Достоевский, именно по прочтении «Маленьких трагедий» сделавший свой знаменитый вывод о всемирности русской души. «В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении – Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, - писал Федор Михайлович. - Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такой способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт…
Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. Вот сцены из "Фауста", вот "Скупой рыцарь" или баллада "Жил на свете рыцарь бедный". Перечтите "Дон-Жуана", и если бы не было подписи Пушкина, вы бы никогда не узнали, что это написал не испанец. Какие глубокие, фантастические образы в поэме "Пир во время чумы"! Но в этих фантастических образах слышен гений Англии; эта чудесная песня о чуме героя поэмы, эта песня Мэри… Ибо что есть сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?»