Болдинская осень – это еще то время, когда Пушкин не только почти ежедневно менял жанры, но и изобретательно экспериментировал со стихотворными формами.
Гроссман обратил внимание, что «он проявляет теперь повышенный интерес к сложной и разноплановой строфике… Помимо октав и дантовских терцин его пленяют теперь вольные сонеты, античные гекзаметры и белые стихи драматических сцен. Во всем этом чувствуется поэт-мастер в полном развитии своих сил, гнущий по своему произволу непокорный материал слова и легко овладевающий труднейшими задачами своего высокого ремесла, чтобы разрешить их с неподражаемой виртуозностью, глубиной и свободой».
Пушкин чувствовал, что достиг совершенства в своем искусстве и ремесле. Наиболее ярким воплощением этого стала законченная вчерне 9 октября поэма из 57 октав, тогда еще не названная «Домик в Коломне».
Гершензон недоумевал: «До сих пор никто не мог сказать, что разгадал смысл этой странной поэмы. Первая треть ее занята длиннейшим рассуждением о стихотворных размерах, с полемическими выпадами против тогдашней журнальной критики; остальные две трети – прекрасное повествование, сюжет которого, однако, чрезвычайно странен… Более причудливого Пушкин ничего не писал». Октавой, изысканной восьмистрочной строфой итальянского происхождения, рассказывается анекдотическая история: кавалер девушки Параши наряжается в женское платье и под именем Мавруши нанимается в кухарки к матери своей возлюбленной. В финале «Маврушу» застают за бритьем. За этим следует явно пародийная мораль: